Число проблемных сделок с недвижимостью, при которых пенсионерки якобы обмануты украинскими мошенниками и впоследствии по решению суда возвращают квартиры, но не получают обратно уплаченные средства, уже насчитывает сотни. Зафиксирован эпизод, когда пенсионерка из столицы после судебного возврата попыталась снова продать квартиру. Одновременно выдвинули инициативу закрепить на законодательной основе невозможность отмены нотариально удостоверенных сделок с недвижимостью. Детали — в материале «Известий».
Беспредел для всехИстория с возвратной сделкой, после которой якобы обманутая продавцом пенсионерка повторно выставила возвращенную у покупателя квартиру на продажу, вызвала бурные обсуждения в Сети и среди специалистов рынка. По информации из соцсетей, объявление было размещено на крупном ресурсе по недвижимости (пост снят 12 ноября). Женщина предлагала к продаже двухкомнатную квартиру площадью 45 кв. м в Пресненском районе Москвы за 18,7 млн рублей — цену, которая не выглядит чрезмерной для этого района.
В соцсетях приводят и другой пример. Полтора года назад участник СВО Дмитрий (имя изменено) купил у пенсионерки 1946 года рождения квартиру. Документы были оформлены надлежащим образом. Шесть месяцев покупатель с семьей проживали в жилье, пока продавец не заявила, что на сделку ее якобы вынудили мошенники. Пенсионерка обратилась в суд с требованием расторгнуть договор и вернуть жилплощадь. Гражданский процесс приостановлен, поскольку Дмитрий вновь вернулся на ЛБС. Юристы считают, что шансы защитника Родины сохранить жилье минимальны.
Системная ошибка или умыселСуды все чаще принимают сторону продавцов, утверждающих, что на них повлияли мошенники, и расторгают даже сделки, удостоверенные у нотариуса. Подобные случаи уже зафиксированы. По мнению источника «Известий» в силовых структурах, речь идет не о единичных просчетах, а о целенаправленных мошеннических схемах с участием пенсионерок, недобросовестных риелторов и адвокатов. В качестве косвенного свидетельства приводят трансформацию пожилых людей: до сделки они выглядят наивными и инфантильными, а после — якобы становятся экспертами по оспариванию договоров и процедурам банкротства, активно участвующими в процессах.
«Забетонировать» покупку жильяК концу 2025 года рынок жилья в России столкнулся с масштабной волной оспаривании купле-продаж квартир. Волна судебных исков, направленных на защиту продавцов, которые считают себя обманутыми, поставила в тяжелое положение добросовестных покупателей: они платят деньги и остаются одновременно без жилья и без средств.
Федеральная нотариальная палата предложила радикальное решение — закрепить принцип необратимости записей о переходе права собственности в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Обсуждение инициативы прошло на круглом столе профессионалов рынка недвижимости 11 ноября. Это предполагает, что внесенная в реестр запись о переходе права будет уже не подлежать отмене.
«Как результат, сам ЕГРН станет достоверным, риски оспоримости сделок с недвижимостью будут сведены к минимуму, а добросовестные участники гражданского оборота, полагающиеся на достоверные записи реестра, получат реальную защиту своих прав», — сообщили «Известиям» в палате.
Ключевым условием для формирования такой «железобетонной» записи представители нотариата называют обязательное нотариальное удостоверение сделки. Нотариус не только проверяет юридическую чистоту документов, но и в ходе личного разговора фиксирует волю сторон и разъясняет правовые последствия их решения.
«При наличии сомнений в осознанности и добровольности действий продавца или покупателя нотариус откажет в удостоверении договора», — подчеркивается в инициативе.
Важным элементом называют имущественную ответственность нотариуса. «Принципиальный момент — нотариус будет, как и прежде, отвечать за свои ошибки реальными деньгами», — гарантируют в ФНП. Это означает, что при допущенной ошибке возмещение ущерба будет происходить за счет системы страхования, личного имущества нотариуса и Компенсационного фонда ФНП.
Еще одно предлагаемое средство — введение «периода охлаждения» для сделок с недвижимостью: паузы в несколько недель между принятием решения продавцом или покупателем и нотариальным удостоверением. Такая мера даст возможность сторонам еще раз обдумать решение и усложнит жизнь мошенникам, которым трудно длительно контролировать жертву.
Нотариальное сообщество таким образом предлагает многосоставный ответ на системный кризис, сместив акцент с оперативности заключения сделки на безопасность и гарантии прав добросовестных участников рынка.
Ожидание разъясненияЮрист Екатерина Краснова, представляющая интересы покупательницы Нины Ц. в аналогичном деле («Известия» писали об этом ранее), считает, что проблему нужно решать незамедлительно. До тех пор, пока Верховный суд РФ не даст ясного разъяснения по защите прав добросовестных покупателей, порочная практика будет сохраняться.
— Это не просто частные случаи. Это тест на состоятельность правового поля России в условиях современных вызовов. В правовой защите у нас нуждаются не только пенсионеры, но и работоспособные граждане: они следуют букве закона, дополнительно оплачивают услуги специалистов, платят пошлины, проценты по ипотеке, собирают дополнительные документы за свой счет, — подчеркивает Екатерина Краснова.
В результате добросовестные покупатели остаются с долгами, а государство, по мнению эксперта, не создало для них достаточных условий реализации законного права на приобретение недвижимости.