Доходы бюджета от нефти и газа останутся низкими в ближайшие годы


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Нефть перестаёт кормить: бюджет с 4,2 трлн дефицита — что дальше?

По итогам первых десяти месяцев текущего года исполнение бюджета признали удовлетворительным. Фиксируется существенный дефицит, который, впрочем, ожидался заранее. Главный источник тревоги — нефтегазовые поступления: они заметно сократились по сравнению с тем же периодом прошлого года даже в номинальном выражении. По мнению аналитиков, России предстоит в ближайшие годы привыкать к относительно низким доходам от углеводородов, хотя резкого обвала, вероятно, не случится. Подробности — в материале «Известий».

Дефицит в 4 трлн

По информации Минфина, федеральный бюджет за январь–октябрь 2025 года завершился с дефицитом в 4,19 трлн рублей; разница с показателем за тот же период прошлого года составила 4,314 трлн рублей.

По прогнозам на 2025 год общий дефицит ожидают на уровне 2,6% ВВП: это довольно много по российским стандартам, но сравнительно умеренно в сопоставлении с дефицитами стран G7 и других государств БРИКС. При этом у России — наименьшая доля государственного долга в ВВП среди этих стран.

Вместе с тем разрыв вызывает беспокойство у правительства, которое традиционно в России ориентируется на сбалансированный бюджет. В 2025 году ключевым фактором ухудшения стал спад нефтегазовых поступлений, которые ранее часто обеспечивали профицит. Их объем составил 7,498 трлн рублей, что на 21,4% ниже результата за аналогичный период прошлого года.

В пресс-релизе Минфина отмечается, что за январь–октябрь текущего года нефтегазовые поступления превысили их базовый уровень, однако существуют риски снижения доходов на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры.

Что стало главной причиной падения доходов от углеводородов? Заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко указывает на экспортные сокращения у основных российских покупателей — в том числе по данным Argus Media.

— К ноябрю цены на поставку в Индии снизились на 90 центов США (самый низкий показатель с 2023 года), на 27% за месяц в сентябре снизился объем экспорта в Турцию (по данным CREA, это самый низкий показатель с 2022 года). Российские поставки осенью сталкивались и с другими ограничениями: например, с начала осени — с двумя разноуровневыми ценовыми лимитами. Речь идет о присоединении Австралии и Японии к европейскому механизму потолка цен на российскую нефть в $47,6 за баррель, а также лимита США в $60 за баррель, — пояснила аналитик.

НДПИ рухнул

По оценке аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, сокращение нефтегазовых доходов в основном связано с падением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). За период с февраля по октябрь 2025 года среднее снижение НДПИ на нефть составило примерно 30% в годовом выражении, а по газу — около 44%.

— Наиболее ощутимая просадка в доходах наблюдалась в мае и июне: в мае бюджет получил 532,5 млрд рублей НДПИ от нефти и 68 млрд рублей от газа против 937 млрд рублей и 116,5 млрд рублей за аналогичный период в 2024 году. Итого НГД в мае составили 512,7 млрд рублей, а в июне они опустились до 494,8 млрд рублей. В то же время за аналогичный период в 2024 году было получено 793,7 млрд рублей и 746,6 млрд рублей соответственно, — разъяснил Дудченко.

Аналитик по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Кирилл Лысенко отмечает, что в суммарных поступлениях НДПИ за январь–октябрь на нефть пришлось 83,6% объема, и доходы от нее упали сразу на четверть.

— Для нефти размер выплат компаний по НДПИ определяется по формуле, в которую напрямую входит и цена на черное золото (чем выше — тем больше), и курс рубля к доллару (чем дороже рубль — тем меньше). Соответственно, негативная динамика котировок на сырьевых рынках и укрепление рубля в этом году оказали существенное отрицательное влияние на доходы по данному типу налогов, — уверен аналитик.

По его оценке, НДПИ по газу сократился на 37,2%, до 742 млрд рублей; в случае газа значительную долю снижения объясняют отменой надбавки в формуле НДПИ для «Газпрома».

Наибольшие опасения вызывают дальнейшие тенденции: при устойчивом сокращении нефтегазовых поступлений рано или поздно придется либо уменьшать бюджетные расходы, либо мириться с высоким дефицитом.

Нефть приносит всё меньше

— Как отмечает Минфин, существуют риски дальнейшего снижения российских доходов, что обусловлено прежде всего началом действия в 2026 году запрета ЕС на импорт нефтепродуктов из российской нефти (ввозимой через третьи страны, например, через Турцию и Индию), — пояснила Левашова.

Аналитик добавляет, что на цены давит замедление роста спроса и растущий профицит предложения: по данным ОПЕК, в 2026 году основными драйверами увеличения предложения станут США, Бразилия, Канада и Аргентина, а не Россия.

— В перспективе до 2030 года нефтяные компании (BP, OMV, TotalEnergies) прогнозируют дальнейшее снижение мировой цены на нефть на 3–5%. Управление энергетической информации США, в свою очередь, ожидает снижения цены из-за заполнения коммерческих хранилищ на суше, в том числе и в Китае. Нефть будет торговаться дешевле из-за больших издержек на хранение.

По мнению Левашовой, при дальнейшем падении мировых цен на нефть России нужно принимать меры для сохранения конкурентоспособности сектора и предотвращения нового сокращения доходов. В перечень таких мер аналитик включает увеличение инвестиций в технологическую модернизацию НПЗ, внедрение новых методов добычи и бурения, а также развитие морской логистической инфраструктуры.

— Можно прогнозировать, что в 2030-е доходы будут приносить российские поставки СПГ в том числе потому, что он будет востребован как более экологичное сырье, необходимое для поддержания цифровой инфраструктуры (энергоснабжение ЦОД или, например, сети зарядочной инфраструктуры электротранспорта — основных драйверов роста на электроэнергию в 2040–2050-х годах), — пояснила Левашова.

Главный экономист «Ренессанс Капитал» Андрей Мелащенко констатировал, что с учетом текущих прогнозов по добыче, цене нефти и курсу рубля нефтегазовые доходы останутся ниже базового уровня и в 2026 году.

— При этом мы можем увидеть плавное восстановление цены с учетом ожидаемого ослабления рубля, — полагает экономист.

Лента

Все новости