Большинство автомобилей с пробегом, продаваемых в России, имеют возраст более десяти лет. За последние пять лет средний срок эксплуатации легковых транспортных средств в российском автопарке вырос на два года. Эксперты считают, что внедрение новых правил расчета утильсбора усугубит процесс старения и даже ухудшения состояния автопарка. Подробнее — в материале «Известий».
«В бой идут одни старики»По данным аналитического агентства «Автостат», за восемь месяцев текущего года в России реализовано 3,867 млн автомобилей с пробегом. Генеральный директор агентства Сергей Целиков отмечает, что более 70% продаж приходится на машины старше 10 лет — примерно 2,74 млн транспортных средств. По информации эксперта, с января по август продано 932 765 автомобилей возрастом от 11 до 15 лет (24,1%), 902 416 транспортных средств с возрастом 15–20 лет (23,3%) и 904 637 машин старше 20 лет (23,4%).
— Основная сложность вторичного рынка заключается в том, что количество свежих автомобилей с каждым годом сокращается, — подчеркивает Сергей Целиков.
По общему числу продаж среди подержанных машин лидируют автомобили Lada, на которые приходится более четверти всех реализованных машин с пробегом — 992 525 экземпляров. При этом из пяти моделей АвтоВАЗа, вошедших в десятку самых востребованных на вторичном рынке, три уже не производятся. К примеру, выпуск Lada 2107 (самая продаваемая машина с пробегом — 94,2 тыс. машин, проданных за январь–август) был прекращен весной 2012 года, так что самым молодым автомобилям этой модели на рынке уже 13 лет. Производство Lada 2114 (пятое место, 75,4 тыс. автомобилей) прекратили в конце 2013 года, а на вторичном рынке она представлена в возрасте не менее 12 лет. Самый молодой автомобиль Lada Priora (седьмое место, 67,1 тыс. штук), предлагаемый с пробегом, выпущен минимум семь лет назад, последняя машина сошла с конвейера летом 2018 года.
На фоне этих данных аналитики «Автостата» фиксируют значительное старение автопарка страны. Если в середине 2020 года средний возраст легкового автомобиля в России составлял 13,6 лет, то на начало текущего года он увеличился до 15,5 лет. Таким образом, за пять лет российский автопарк «постарел» почти на два года.
«Утиль» как катализатор старенияНикита Колесников, представитель японской экспортной компании HSS в России, считает, что средний возраст автомобилей на вторичном рынке продолжит расти в ближайшем будущем. Он уверен, что новые правила по расчету утильсбора станут «мощнейшим катализатором этой тревожной тенденции».
— Повышение утильсбора с 1 ноября сделает современный рынок подержанных автомобилей менее доступным. Те, кто интересовался относительно новыми иномарками 3–5-летнего возраста, столкнутся с резким скачком цен из-за нового сбора. Это заставит большинство покупателей переключиться на сегмент, не затронутый ростом утильсбора — то есть на старые автомобили, уже находящиеся в стране. Иными словами, у большинства просто не останется выбора, кроме как приобретать старые машины, — пояснил он.
Эксперт прогнозирует повышение спроса и, соответственно, роста цен на подержанные автомобили, которые были ввезены и растаможены до 1 ноября 2025 года — даты введения новых правил утильсбора.
— Эти машины, особенно мощные и относительно свежие, быстро станут дефицитными и объектом перепродажи с высокой наценкой. В то же время сегмент автомобилей, которые предстоит ввозить, для моделей мощностью более 160 л.с. практически исчезнет. В результате рынок окончательно сдвинется в сторону самых старых и доступных моделей. Парковый автопарк не просто будет стареть — он будет ветшать, так как приток более современных и безопасных автомобилей прекратится, — отметил в интервью «Известиям» Никита Колесников.
Директор департамента по закупкам автомобилей с пробегом ГК «Авилон» Роман Кляузов считает, что для машин старше десяти лет новые правила расчета утильсбора не окажут значительного влияния. Основной эффект затронет трех-пятилетние автомобили среднего и премиального сегмента, составляющие сейчас основной импорт физических лиц.
— Популярные модели премиальных немецких брендов не исчезнут с российского рынка, однако объемы их импорта существенно снизятся. Вероятно, уменьшится число перекупщиков, специализирующихся на таких поставках. Но как дилеры, приобретающие машины на внутреннем рынке, мы почувствуем последствия только через один-два года, когда владельцы начнут перепродавать эти автомобили, — предполагает Роман Кляузов.
Еще старшеВице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что предполагаемое изменение порядка расчета утилизационного сбора может способствовать появлению на отечественном рынке так называемых «янгтаймеров» — очень возрастных моделей. Это вызовет еще более заметное увеличение среднего возраста российского автопарка.
— Согласно закону «Об отходах производства и потребления», автомобили, произведённые более 30 лет назад — то есть до 1995 года — освобождаются от уплаты утильсбора при определённых условиях. В Европе и США таких транспортных средств в хорошем состоянии достаточно. Несмотря на солидный возраст, они оснащены несколькими подушками безопасности, климат-контролем, традиционной автоматической коробкой передач. Вместо дисплеев, раздражающих многих автовладельцев, здесь присутствуют привычные кнопки и переключатели. Думаю, что часть покупателей выберет именно такие автомобили, — отметил «Известиям» Антон Шапарин.
По мнению Шапарина, схемы поставок автомобилей из недружественных стран через третьи государства «уже давно отработаны».
Однако главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков оценивает возможность массового появления таких машин на российских дорогах как маловероятную.
— Ввоз в страну — одно, а обслуживание и ремонт таких автомобилей — совсем другое. Запчасти и услуги по поддержанию «янгтаймеров» в рабочем состоянии стоят дорого. Сложно представить, что европейские или американские модели массово появятся в России, — прокомментировал он «Известиям».
Даешь утилизацию!Антон Шапарин называет возрождение государственной программы утилизации одним из способов омолодить российский автопарк и сократить средний возраст автомобилей. Ранее действовавшая программа, при которой владельцам старых автомобилей предоставлялась субсидия при сдаче автомобиля на переработку и покупке нового отечественного транспортного средства, показала свою эффективность.
— Благодаря этой программе из дворов исчезло множество хлама, замедлилось старение автопарка, а российские автомобильные заводы получили дополнительный спрос, — напоминает он об итогах предыдущей инициативы.
Максим Кадаков считает, что успех возобновленной программы утилизации будет напрямую зависеть от размера субсидий при покупке нового автомобиля в обмен на сданную машину. По его мнению, эта сумма должна быть «по-настоящему значительным бонусом».
— Даже если предложат 250–300 тыс. рублей, а это вряд ли, эффекта будет немного. Самая доступная отечественная модель — Lada Granta — стоит около 1 млн рублей. Если у человека нет этой суммы, вероятно, не хватит и дополнительных 700–750 тыс. рублей после получения сертификата за сдачу старого авто. При этом, если старая машина еще на ходу и в приемлемом состоянии, ей выгоднее продать за условные 250–300 тыс. рублей, а на оставшуюся сумму купить другую подержанную машину, но моложе, — рассуждает Максим Кадаков.