С начала года в России учтено свыше 200 новых участков с запасами твердых полезных ископаемых, которые официально включены в государственный баланс недр. Какова ожидаемая экономическая отдача от ввода этих месторождений в разработку в среднесрочной перспективе, как новые месторождения повлияют на экспортный потенциал России и внутреннюю сырьевую безопасность, разбирались «Известия».
Увеличение потенциалаРегистрация свыше двухсот месторождений твердых полезных ископаемых создает серьезный ресурсный резерв для минерально-сырьевого сектора России, особенно в условиях изменившейся экономической среды, заявил «Известиям» управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Универсально оценивать их будущую «экономическую отдачу» невозможно, поскольку каждое месторождение имеет собственные особенности и разный уровень перспективности. Однако ключевым является совокупный эффект: помимо крупных прямых вложений, которые могут измеряться сотнями миллиардов рублей, важную роль играют и сопутствующие результаты. Так, среди них формирование новых производственных кластеров и развитие связанных отраслей.
— Проекты масштаба Лугоканского медно-порфирового месторождения формируют вокруг себя крупные инфраструктурные узлы, включающие энергетику, транспортные решения, привлечение трудовых ресурсов и развитие социальной среды. В среднесрочной перспективе, спустя примерно 5–7 лет, когда эти объекты перейдут к активной добыче, можно ожидать заметного мультипликативного влияния на рост ВВП, — отметил он.
Наиболее значимый вклад в рост ВВП, по его оценке, связан с формированием новых производственных переделов. Речь идет не только о развитии самих месторождений и экспорте добытой руды, но и о создании вокруг них полноценной глубокой переработки, способной выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью — концентраты, металлы и сплавы. Такой подход позволит нарастить производство стратегически важных металлов, например титана и меди, и даст экономике новый импульс в цепочках, связанных с авиастроением, электротехникой и зеленой энергетикой. Хотя внутренний рынок остается ключевым, именно экспорт продукции высоких переделов станет показателем успешности выбранной стратегии.
После распада СССР страна столкнулась с нехваткой ряда критически важных видов сырья, и сегодня появляется шанс закрыть «геологические пробелы» и снизить зависимость от импорта, включая поставки из партнерских государств, заметил эксперт.
— При грамотном освоении новых месторождений Россия сможет продвинуться в сторону технологической самостоятельности — как самостоятельно, так и в кооперации с дружественными странами, — подчеркнул Сергей Гришунин. — Главный вопрос заключается в том, удастся ли на базе новых запасов создать внутри страны современные мощности глубокой переработки и выстроить передовые технологические цепочки. Крайне важно не повторять ошибок 90-х, когда упор делался на экспорт минимально обработанного сырья, даже если оно было уникальным по качеству.
В России ежегодно открывается около двух сотен месторождений, и 2025 год не стал исключением, сказал «Извеcтиям» младший директор по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Владислав Бухарский. Хотя полный список не раскрыт, часть новых участков будет компенсировать истощение старых запасов, а другие станут основой для перспективных проектов, при этом постановка на баланс еще не означает скорого начала добычи.
— Экономический эффект от ввода каждого месторождения зависит от типа сырья, готовности запасов, сложности лицензирования, доступности инфраструктуры, необходимости строительства перерабатывающих мощностей и общей рыночной конъюнктуры, — заметил он.
Среди наиболее крупных открытий года Роснедра выделяют калийно-магниевые месторождения в Саратовской области, крупные апатит-перовскит-титаномагнетитовые рудники в Иркутской области, серебряные месторождения в Забайкалье и Магаданской области, а также редкие сынныритовые руды в Забайкальском крае. Часть подобных объектов имеет понятные перспективы развития, тогда как другие требуют создания новых полноценных горнотехнических комплексов.
Экспортный потенциалПоявление новых месторождений заметно укрепляет экспортные возможности страны и позволяет сократить зависимость от ввоза отдельных видов твердых полезных ископаемых, считает Владислав Бухарский. Речь, в частности, идет о запасах калия, магния, титана, фосфорсодержащего сырья, железных руд, серебра и калий-алюминиевых минералов.
Калий традиционно остается одним из ключевых российских экспортных товаров для мирового рынка удобрений, хотя на его вывоз уже введены ограничения ради обеспечения внутреннего спроса, напомнил он. Апатиты и фосфатное сырье также ориентированы на экспорт и используются в производстве удобрений. Дополнительные объемы титана и железных руд особенно важны, поскольку они востребованы в металлургии, авиационной отрасли и химическом производстве как в России, так и на глобальном рынке.
— Титановое сырье, учитывая стратегический характер металла, повышает технологическую независимость страны в условиях санкционного давления, — пояснил эксперт. — Разработка серебра, учитывая высокие цены на это сырье на мировых рынках, также будет иметь позитивные эффекты, в том числе для отечественного бюджета, при этом Россия уже среди лидеров по запасам серебра.
В традиционных районах добычи многие месторождения уже длительное время эксплуатируются и сталкиваются с ограничениями, в то время как потребность в полезных ископаемых продолжает расти как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сказала «Известиям» руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова. В прошлом году президент России Владимир Путин поручил разработать специальные программы для изучения недр Дальнего Востока и Сибири, включив их в федеральный проект «Геология. Возрождение легенды». В его рамках успешно реализуются новые разработки: кроме привычных ресурсов, особое внимание уделяется сырью для экономики будущего — титану, литию, ниобию и редкоземельным металлам.
— Но важно учитывать, что геологоразведка — это долгосрочный процесс даже при наличии достаточного бюджетного и частного финансирования. И, по оценкам экспертов, все вложения многократно окупятся, — добавила эксперт. — Вместе с тем нельзя не учитывать, что в Дальневосточных регионах сейчас и разведывательные, и добывающие компании испытывают дефицит квалифицированных специалистов разных направлений в сфере геологии.
«Известия» направили запрос в Минэнерго и Роснедра, но на момент публикации ответ получен не был.