Россия может установить партнерские отношения с администрацией Суэцкого канала, отметил глава организации Усама Рабиа. На данный момент сотрудничество ограничивается проектом российской промышленной зоны на участке Суэцкого канала. По мнению специалистов, совместная работа обещает России разнообразные политические, экономические и логистические преимущества. Для Египта это также выгодно, поскольку страна стремится расширить источники дохода от канала и укрепить его роль ключевого транспортного узла. Какие шаги необходимы для оформления партнерского соглашения, рассмотрено в материале «Известий».
Курс на сотрудничествоАдминистрация Суэцкого канала планирует заключить партнерское соглашение с Россией, заявил её руководитель Усама Рабиа. Он подчеркнул нейтральное отношение сторон к всем странам и недопущение политизации канала.
«В настоящий момент (у России. — «Известия») отсутствует партнерство с Суэцким каналом напрямую, есть сотрудничество с экономической зоной Суэцкого канала в районе Порт-Саида. Мы надеемся на заключение (договора с Россией. — «Известия»)», — сказал Рабиа в интервью «РИА Новости» при обсуждении сотрудничества России и Суэцкого канала.
Администрация Суэцкого канала является самостоятельным юридическим лицом с административной и финансовой независимостью. При этом она продолжает руководствоваться нормами Константинопольской конвенции от 29 октября 1888 года, по которой «Суэцкий канал всегда остается свободным и открытым, как в военное, так и в мирное время, для всех судов независимо от флага».
В настоящее время на территории Суэцкого канала создается российская промышленная зона (РПЗ). Межправительственное соглашение о её учреждении заключили Россия и Египет в мае 2018 года подписали. Планируется разделение РПЗ на два участка: первый возле Айн-Сохны у входа в канал от Красного моря, второй — в восточной части Порт-Саида рядом с побережьем Средиземного моря, площадь которого составляет 525 га.
Россия и Египет продолжают развивать сотрудничество в регионе Суэцкого канала. В марте 2023 г. было подписано дополнительное соглашение, предоставляющее российским компаниям-резидентам промышленной зоны право продавать продукцию не только в третьих странах, но и на египетском рынке объявлено.
В октябре 2023 года Минпромторг сообщил о том, что реализация проекта идет согласно плану: на поддержку РПЗ до 2026 года будет выделено 9,5 млрд рублей.
В целом Россия придает большое значение партнерству с Египтом. Как заявлял министр промышленности и торговли Антон Алиханов, Египет является крупнейшим торговым партнером России в Африке. За последние пять лет товарооборот между странами вырос в 1,5 раза, а в 2024 году взаимная торговля увеличилась почти на 32%, достигнув свыше $9 млрд.
Редакция «Известий» направила запросы в Минпромторг РФ, госкорпорацию развития «ВЭБ.РФ» и администрацию Суэцкого канала, однако на момент публикации ответа не получили.
Перспективный маршрутСуэцкий канал считается одним из ключевых транспортных маршрутов в мире, пояснил руководитель отдела логистики «Сервисной логистической компании» Алексей Захудалин. Около 1 миллиарда тонн грузов проходит через него ежегодно.
Для любой компании в мире выгода от сотрудничества с администрацией Суэцкого канала значительна, ведь это одна из самых надежных и прибыльных монополий, отметил востоковед-арабист и доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Саид Гафуров.
— В 70-х годах прошлого века США инвестировали огромные суммы, чтобы получить контроль над операциями в Суэцком канале, взяв их от советских организаций. Это произошло после Кемп-Дэвидских соглашений между Египтом и Израилем, когда Америка выступила посредником, профинансировала проект и получила право обслуживать канал, включая его открытие после военных конфликтов, проведение ремонтных и разминировочных работ, — рассказывает эксперт «Известиям».
США таким образом оттеснили СССР от управления проектом. Сейчас Россия практически не участвует в деятельности канала. Даже минимальное вовлечение было бы выгодным для РФ, так как администрация Суэцкого канала обладает значительными финансовыми ресурсами, отметил Гафуров.
С точки зрения логистики здесь действует Константинопольская конвенция, обеспечивающая свободное судоходство для всех судов вне зависимости от национальности, добавил Алексей Захудалин. Это важно и для России, поскольку экспорт из портов Черноморского бассейна и Балтики в Индию, Китай и другие азиатские страны преимущественно осуществляется через Суэцкий канал, уточнил основатель логистической компании «ТЭК Оператор» Михаил Звягинцев.
— Суэцкий канал предоставляет российским перевозчикам значительное преимущество, так как западные логистические компании не могут использовать его из-за конфликта на Ближнем Востоке. Это создает дополнительные возможности и выгоды для РФ в сотрудничестве с администрацией канала, — уверен он.
На сегодняшний день российские суда проходят Суэцкий канал на общих условиях с уплатой стандартных сборов, отметила профессор кафедры экономической безопасности Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина. Прямого партнерского соглашения Россия с администрацией канала пока не имеет, но активно развивает прилегающую российскую промышленную зону, пояснил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Практический этап создания российской промышленной зоны в пределах экономической зоны Суэцкого канала уже начался, напомнил эксперт по международному сотрудничеству Государственного университета управления Александр Рудой. Это происходит после ратификации Египтом протокола о внесении изменений в соглашение и подписания договора об узуфрукте (праве пользования), определяющего условия передачи и эксплуатации территории.
Обоюдная выгодаГотовность к партнерству с Россией, высказанная главой администрации Суэцкого канала Усамой Рабиа, отражает прагматичный подход Египта к международным экономическим связям, отмечает Надежда Капустина. Она считает такое отношение оправданным с учетом геоэкономических интересов страны. Египет заинтересован в диверсификации доходов канала и повышении его значимости как ключевого транспортного узла.
— Грузопотоки из России способны компенсировать колебания транзита из других стран, обеспечивая стабильный бюджетный доход, а также бесперебойные поставки жизненно важных продуктов, импортируемых из России, таких как зерно, — перечисляет эксперт.
Суэцкий канал — один из важных маршрутов мировой торговли, через который проходит до 12% всего объема, напомнил Владимир Чернов. Партнерство с администрацией канала может облегчить процедуру для российских судов, а также позволить реализовывать совместные инфраструктурные проекты. Россия получит возможность участвовать в развитии логистических центров на базе инфраструктуры канала, что усилит её позицию в морских перевозках в азиатские, африканские и латиноамериканские регионы, добавил Александр Рудой.
— Это особенно актуально на фоне трансформации логистических цепочек и переориентации внешнеэкономической стратегии России на дружественные страны, — подчеркивает Чернов.
Инвестиции в инфраструктуру суэцкого объекта позволят снизить логистические и таможенные расходы, а также локализовать производство, в том числе санкционное, допускает Рудой. Кооперация может также поспособствовать развитию транспортных терминалов и складов для нефти и СПГ.
Кроме того, сотрудничество может принести практическую выгоду в виде индивидуальных тарифных условий, приоритета в обработке транзитных грузов и упрощенного доступа к портовой инфраструктуре, пояснил Алексей Захудалин.
Конструктивный подходАктивизация переговорного процесса по вопросам сотрудничества может быть связана с увеличением товарных потоков и интересом российского бизнеса к транзитным маршрутам через Суэцкий канал, предполагает Владимир Чернов.
По мнению Александра Рудого, формат соглашения между Россией и администрацией Суэцкого канала может быть сходным с договоренностями по российской промышленной зоне.
— Предполагается сначала подписание межправительственного соглашения, например, меморандума о взаимопонимании по проекту. Затем необходимо согласование условий договора, включая вопросы доступа к инфраструктуре канала, право аренды земельных участков, возведения объектов, использования портов и терминалов, а также юридическое оформление всего этого, — пояснил эксперт.
Также потребуется согласовать тарифную политику, льготные условия для российских грузов и механизмы длительного сотрудничества, отмечает Надежда Капустина. Важный момент — координация позиций с международными финансовыми структурами и соблюдение требований глобальных банковских систем.
Для полноценного партнерского договора с администрацией Суэцкого канала потребуется тщательная политико-экономическая проработка условий, согласен Владимир Чернов. Это предполагает уточнение формата сотрудничества — от использования инфраструктуры и обслуживания судов до создания совместных логистических центров.
— Кроме того, важны гарантии нейтрального статуса канала и его непривязанного к политике использования, что Усама Рабиа подчеркнул напрямую. Также понадобятся согласования интересов с египетскими властями с учетом уже действующего соглашения по российской промышленной зоне, — отметил аналитик.
Успех переговоров во многом будет зависеть от умения сторон сбалансировать коммерческие интересы с геополитическими ограничениями, уверена Надежда Капустина.
— Перспективы такого партнерства тесно связаны с общей динамикой российско-египетских отношений и степенью их готовности к длительным обязательствам в сфере транспортной логистики, — заключила экономист.