Гергиев вернул «Мертвые души» в афишу Большого театра


Фото: пресс-служба Большого театра

Покровский возвращается: в Большом воскресили Мертвые души Щедрина

Спустя почти полвека в репертуаре Большого театра вновь появилась опера Родиона Щедрина «Мертвые души». Легендарную постановку 1977 года Бориса Покровского восстановили режиссер Ксения Шостакович и музыкальный руководитель Валерий Гергиев. Премьера вновь поставленной оперы прошла в рамках крупного фестиваля в память о Майе Плисецкой и Родионе Щедрине, стартовавшего 20 ноября, в день столетия со дня рождения прославленной балерины, и продлится до 16 декабря, когда отмечают день рождения композитора. «Известия» были на премьере «Мертвых душ».

Возвращение Покровского в Большой

Валерий Гергиев продолжает возращать в репертуар Большого театра значимые постановки. За операми «Руслан и Людмила», «Семен Котко» и балетами «Конек-Горбунок», «Шехеразада» в афише вновь появилось и произведение «Мертвые души». Опера Щедрина по гоголевской поэме впервые прозвучала для публики 7 июня 1977 года. Композитор работал над этим масштабным сочинением десять лет; это первая его опера, к которой он сам же написал либретто.

Фото: пресс-служба Большого театра

Тогда сам композитор собирал постановочную команду: режиссером был Борис Покровский, художником — Валерий Левенталь, а у дирижерского пульта стоял Юрий Темирканов, в то время руководивший Кировским театром (теперь это Мариинский театр. — Ред.). 24-летний Валерий Гергиев тогда работал ассистентом Юрия Хатуевича. Опера «Мертвые души» в своем времени оказалась во многом революционной, но затем исчезла из репертуара. Сейчас Гергиев решил вернуть ее на сцену.

Реставрацией постановки занималась режиссер Ксения Шостакович, музыкальную часть взял на себя Гергиев. Сценограф Алёна Пикалова воссоздавала декорации Валерия Левенталя. Художник и режиссер стремились как можно точнее следовать оригиналу — костюмы, реквизит и декорации воспроизводились максимально верно. Команда провела своего рода расследование: из 19 сцен спектакля 1977 года на видеозаписях сохранились только четыре — всего около 50 минут из постановки Покровского, тогда как спектакль длится более трех часов. Оформление восстанавливали по фотографиям, эскизам и архивным записям из фондов Бахрушинского музея, Третьяковской галереи, Музея музыки и РГАЛИ.

Фото: пресс-служба Большого театра

Ксения Шостакович оказалась в проекте не случайно: год назад она уже возродила на сцене постановку Покровского «Сорочинская ярмарка» (музыкальная редакция Виссариона Шебалина). Тогда спектакль в редакции Шостакович увидели зрители на Новой сцене ГАБТ.

Чичиков и компания

Повествование о приключениях Чичикова и обитателей уездного города N начинается с пышного застолья у прокурора (Андрей Булгаков) в честь приезжего авантюриста. «Виват, Павел Иванович!» — поют все те, кто затем будет торговаться с ним за души умерших. Среди приглашенных — Манилов (Тихон Горячев), Собакевич (Владислав Попов), Ноздрев (Игорь Онищенко), Мижуев (Демьян Онуфрак), губернатор (Данил Князев), председатель палаты (Захар Ковалев), полицмейстер (Чингис Баиров), почтмейстер (Александр Чернов).

На приеме представлено множество угощений — осетры, поросята молочные, холодец, пироги, вазы с фруктами и, конечно, вино. Бутылки приносят без передышки. Городская элита по очереди угощает Чичикова и признается ему в симпатии, а он в ответ осыпает «отцов города» комплиментами.

Фото: пресс-служба Большого театра

В постановке Бориса Покровского партию Чичикова исполнял народный артист РСФСР, баритон Александр Ворошило. В версии Валерия Гергиева партию поет солист оперной труппы ГАБТ Василий Соколов. Выход молодого баритона на Историческую сцену Большого стал возможен после присоединения Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского к главному театру страны; теперь это Камерная сцена ГАБТ на Никольской улице.

В спектакле насчитано 32 сольных партии, каждая из которых сложна и требовала сильного исполнителя. Как отмечал композитор, основная задача заключалась в том, чтобы вокально переработать прозу.

Особое значение Щедрин отдал хору: по его замыслу он размещен в оркестровой яме, певцы располагаются на местах струнных инструментов. Помимо классических вокалистов, композитор допустил участие народников — их голоса придают спектаклю важную колористику. Работая над гоголевским текстом, Родион Константинович нашел в «Мертвых душах» упоминание народной песни «Не белы снеги». Это единственное упоминание музыки в двух томах Гоголя. Щедрин нашел текст песни и написал на него собственную музыку — протяжную, напоминающую запевы извозчика. «Не белы снеги» в опере символизирует дорогу, по которой едет Чичиков; исполняет ее ансамбль «Комонь» под руководством Ильи Шарова, находящийся в кулисах.

Доедет до Москвы?

Дорога становится важным визуальным элементом постановки. Сценограф Валерий Левенталь создал двухъярусные декорации, на верхнем уровне устроив дорогу. Как в кино, Чичиков в бричке с кучером Селифаном (Андрей Зорин) мчатся по бескрайним полям, а фон составляют акварельные зарисовки российской глубинки кисти Левенталя. Проецируемые изображения движутся синхронно с повозкой Чичикова. По пути им попадаются покосившиеся заборы, мужики и бабы. Дорога в спектакле воспринимается как философский и мистический символ.

Фото: пресс-служба Большого театра

Сценическое пространство специально сжато колосниками, чтобы сосредоточить внимание на событиях переднего плана. На авансцене из темноты возникают интерьеры усадеб и домов тех, к кому приезжает Чичиков.

Исполнить и даже выучить музыку Щедрина непросто, но вокальная техника у артистов выросла, и то, что было почти недостижимо в 1977 году, по силам молодым певцам. Артисты как будто купаются в музыке: сопрано Анна Аглатова поет Лизаньку Манилову, Рамиля Миниханова исполняет партию Дамы, меццо-сопрано Дарья Белозерова — Софью Ивановну, Ирина Березина — губернаторшу. Бас-баритон Николай Казанский вышел в роли Бородатого, а тенор Марат Гали — в партии Сысоя Пафнутьевича.

Одна из наиболее трудных ролей — Плюшкин. Шамкающий и шепелявый старик в исполнении меццо-сопрано Евгении Сегенюк — именно тот персонаж, каким его описал Гоголь: старухой-ключницей его первоначально называет сам автор. Попав в дом Плюшкина, заваленный хламом и покрытый паутиной, Чичиков обращается к встретившей его старухе: «Послушай, матушка, что барин, дома?» Но ключница с редкой бородой не является прислугой в старой рваной одежде — это сам хозяин.

Фото: пресс-служба Большого театра

Евгения Сегенюк, изображая старого, поет свои арии наполовину согнувшись. Петь высокие ноты в согнутом состоянии особенно тяжело, к тому же требуется состарить голос, сделать его сиплым, свистящим, с пришепетыванием. Плюшкинская партия не отличается мелодичностью, но задача исполнителя — так спеть, чтобы зрители не усомнились: перед ними герой Гоголя. И актерская игра Сегенюк сделала образ ярким и запоминающимся, как и эффектную сцену, где Чичиков взмывает в беседке вместе с дочерью губернатора.

Родион Щедрин завершает оперу похоронами прокурора, умершего от страха, что Чичиков может оказаться заслонным капитаном Копейкиным или даже Наполеоном. Чичиков, непреднамеренно ставший причиной смерти чиновника, снова отправляется в путь. По дороге вновь едет бричка, и встречные мужики обсуждают: «Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? — Доедет. — А в Казань-то, я думаю, не доедет?.. — В Казань не доедет».

Для поклонников творчества Родиона Щедрина Большой театр организовал прямую трансляцию премьерного спектакля 23 ноября на платформе «VK Видео» в официальном сообществе «ВКонтакте». Также оперу показывали в кинотеатрах по всей стране. Следующие покази «Мертвых душ» запланированы с 9 по 11 декабря.

Лента

Все новости