Футбольные тренеры вспоминают Никиту Симоняна


Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Умер Никита Симонян на 100-м году жизни — легенда Спартака и сборной

В российском футболе случилась большая утрата — на 100‑м году жизни скончался Никита Павлович Симонян. Четырехкратный чемпион страны в составе московского «Спартака», двукратный обладатель Кубка СССР, олимпийский чемпион и автор первого мяча советской сборной на чемпионате мира — это лишь часть достижений Симоняна как футболиста; как тренер он добился не менее внушительных результатов. «Известия» вспоминают ключевые этапы карьеры и жизни Никиты Павловича и оценивают его огромный вклад в развитие советского и российского футбола. Он оставил след как игрок, наставник и организатор, занимая до конца жизни пост первого вице‑президента РФС.

Ровно к 10:00

Новость о кончине легенды первой сообщила его давняя знакомая и президент Союза ветеранов футбола России Александр Мирзоян.

— Никита Павлович умер. Ему стало плохо в четверг, его госпитализировали. Полчаса назад он умер. Это ужас, — рассказал Мирзоян «Известиям».

Никита Павлович отпраздновал 99‑летие всего месяц назад — 12 октября. Сотни людей поздравляли его по всей стране — даже сборная России вышла на матч с Боливией в футболках, посвященных дню рождения Симоняна. Накануне своего 99‑летия он получил от президента РФ Владимира Путина звание «Герой Труда». В начале ноября Никита Павлович стал старейшим из ныне живущих олимпийских чемпионов после смерти французского велогонщика Шарля Коста, который в возрасте 102 лет умер 2 ноября; Кост брал золото на Играх 1948 года.

О собственном долголетии Симонян говорил с иронией и самоиронией.

— Откуда же я знаю? Это надо было спросить у родителей моих. А вообще где-то мне неловко, потому что вся моя плеяда — а я беру не только «Спартак», но и вообще всех — уже ушла «туда», а я пока что держусь! — говорил Никита Симонян в интервью «Спорт-Экспрессу» после последнего дня рождения.

Симонян был настоящей легендой. В качестве игрока он успел выступать за сухумское «Динамо» и «Крылья Советов», но наибольшую славу получил как форвард «Спартака». В период с 1949 по 1959 годы в красно‑белой форме он забил 160 мячей, став рекордным бомбардиром клуба — этот показатель до сих пор не побит. С «Спартаком» он четыре раза выиграл чемпионат страны и дважды стал обладателем Кубка СССР.

Не менее значима для Симоняна была и игра за сборную СССР: хотя матчей у него не так много, он стал олимпийским чемпионом 1956 года, был капитаном на ЧМ‑1958 и забил первый гол советской команды в истории мировых первенств — в матче против англичан.

После завершения карьеры игрока Никита Павлович перешел на тренерскую работу, возглавлял «Спартак», ереванский «Арарат», одесский «Черноморец» и национальную сборную СССР. Под его руководством команды трижды становились чемпионами: «Спартак» дважды (1962, 1969) и «Арарат» один раз (1973). В копилке Симоняна‑тренера также четыре Кубка СССР.

С середины 1980‑х Симонян начал работать в качестве функционера: был задействован в делах сборной СССР, Федерации футбола СССР, а с 1992 года и до самой смерти занимал разные посты в Российском футбольном союзе.

— До последних дней в РФС он приходил ровно к десяти утра, — вспоминает обозреватель «Спорт-Экспресс» Игорь Рабинер. — По Симоняну и его появлению в офисе можно было сверять любые швейцарские часы. Даже в пандемию, когда пожилых людей в Дом футбола не пускали, он выбил себе исключение. Всего три месяца назад, в августе, я был у него в кабинете, чудесно пообщались. Он признался, что после ухода из жизни пять лет назад его жены Людмилы не хочет сидеть дома, а стремится быть среди людей — работа и общение продлевают ему жизнь. Когда я потом показывал знакомым его фотографию и называл возраст, они теряли дар речи. А слышали бы они, как он говорил и что вспоминал… Жаловался разве что на сильно упавшее зрение. Потому что оно не позволяло внимательнее наблюдать за матчами родного «Спартака». Как и не даст, говорил, возможности разглядеть во всех деталях скоро выходящий фильм о золотом дубле ереванского «Арарата» в 1973 году.

Роль главного тренера Никиты Симоняна сыграет Егор Бероев, приходивший к нему пообщаться, чтобы лучше понять героя. Рассказывал, как из‑за ослабшего зрения просил РФС снять с него полномочия председателя технического комитета, но ему единогласно отказали. И правильно сделали, потому что так же, как оглохший Бетховен написал Девятую симфонию, и плохо видевший Симонян понимал в футболе в тысячу раз больше, чем почти все со стопроцентным зрением.

Человек-явление

Главный клуб в жизни Симоняна — московский «Спартак» — одним из первых попрощался с Никитой Павловичем: «Выражаем искренние и глубокие соболезнования родным и близким. Это огромная потеря для всей красно‑белой семьи». На следующий день после объявления о смерти клуба было сообщено о присвоении имени Никиты Павловича трибуне «А» на стадионе «Спартака».

Соболезнования пришли и от хоккейного подразделения клуба: «Хоккейный клуб «Спартак» Москва скорбит и соболезнует родным и близким Никиты Павловича Симоняна. Это большая утрата для всего отечественного спорта, ФК «Спартак» Москва и всей красно‑белой семьи. Вечная память легенде!». Слова скорби прозвучали и от других российских клубов — среди них «Краснодар», «Локомотив», махачкалинское «Динамо», «Сочи», «Факел» и др. Соболезнования также выразили в РФС и в сборной России. Президент РПЛ Александр Алаев охарактеризовал смерть Симоняна как невосполнимую утрату.

— Уход Никиты Павловича Симоняна — огромная утрата для всего российского футбола, — цитирует Алаева пресс‑служба РПЛ. — Его значимость для нашей игры невозможно описать одним статусом, парой слов. Он не просто лучший бомбардир в истории «Спартака», не просто чемпион СССР и как игрок, и как тренер, не просто олимпийский чемпион 1956 года. Симонян — это человек‑явление, символ связи множества поколений. Никита Павлович был героем нашего футбола — кумиром советских мальчишек и примером для подражания для тех, кто родился уже совсем в другую эпоху. Никита Павлович уникален: он был успешен как игрок, как тренер, как управляющий, ведь он до последнего дня жизни занимал пост первого вице‑президента РФС.

Множество известных наставников также выразили соболезнования. Бывший тренер «Спартака» Массимо Каррера в беседе с «Известиями» охарактеризовал Симоняна как легенду мирового футбола.

— Я был знаком с Никитой Симоняном. Мне очень жаль, что он ушел из жизни. Я приношу свои глубочайшие соболезнования его семье. Он был и навсегда останется легендой «Спартака» и мирового футбола, — заявил итальянский специалист.

Бывший тренер сборной России Фабио Капелло в беседе с «Известиями» назвал Симоняна своим другом.

— Недавно я ему звонил по видеосвязи и поздравлял с 99‑летием, а сегодня узнаю о его смерти. Мне очень грустно. Соболезнования семье и близким Симоняна, — подчеркнул Капелло.

Главный тренер «Ахмата» Станислав Черчесов отметил, что многие годы поддерживал профессиональные контакты с Симоняном.

— Знал Никиту Павловича еще со времен «Спартака» Орджоникидзе, — рассказал «Известиям» Станислав Черчесов. — Спартаковская линия, но это было заочно. Когда переехал в Москву, играл в «Спартаке», мы виделись не очень часто. Но уже в сборной Никита Павлович был начальником команды, мы общались. В последние годы тесно сотрудничали, наши кабинеты были рядом. Каждое утро у меня начиналось с визита к Никите Павловичу. Он был на работе все время, проводил там целый день. Обсуждали чемпионат мира и подготовку, обменивались мнениями. Помнится и жеребьевка, которую он провел. Она была удачной для нас. Меня в Москве не было, но мы постоянно созванивались. Уход Никиты Павловича — это большая потеря не только для российского, но и мирового футбола. Мои соболезнования родным, близким и всему футбольному сообществу.

Редакция «Известий» разделяет горе и выражает своё сочувствие и поддержку близким и родным умершего. Вечная память, Никита Павлович.

Лента

Все новости