В стратегии развития российского здравоохранения ключевая роль отводится высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). И если ранее она ассоциировалась с единичными федеральными центрами, то сегодня задача заключается в ее интеграции в региональные медучреждения и систему ОМС. Москва как крупнейший медицинский кластер страны демонстрирует реализацию этой стратегии на практике. Увеличение количества операций, модернизация инфраструктуры и подготовка кадров позволяют столичному здравоохранению оказывать сложные виды медицинской помощи в условиях постоянно растущих объемов и спроса на эту помощь.
От эксклюзива к системеПо своей сути высокотехнологичная медицинская помощь — это комплекс методов лечения, требующих уникальных ресурсов и сложных, зачастую наукоемких технологий. Ключевым критерием является не стоимость, а высокая сложность вмешательства. Речь идет, например, о малоинвазивной хирургии, сводящей к минимуму травматичность и сроки реабилитации; о терапии с применением генно-инженерных и клеточных препаратов для борьбы с онкологическими и орфанными заболеваниями; о трансплантации органов и тканей; роботической хирургии; о сложнейших вмешательствах в кардио- и нейрохирургии, а также о высокоточной диагностике с использованием ПЭТ-КТ, МРТ экспертного класса и методов секвенирования ДНК.
Главное преобразование последних лет — это децентрализация ВМП. Данные методы перестали быть эксклюзивом узкого круга учреждений и планомерно внедряются в работу всех городских больниц. К примеру, еще 15 лет назад на долю городских стационаров приходилось порядка 5–6% всех случаев высокотехнологичной помощи в Москве, сегодня этот показатель составляет почти 65%.
— Это произошло не само по себе, — подчеркивает мэр столицы Сергей Собянин. — Потребовалось провести огромную работу — отремонтировать и оснастить новейшим оборудованием городские стационары, обучить врачей, внедрить новые стандарты лечения и решить множество других проблем.
Сегодня уже 32 городские больницы успешно освоили 20 профилей высокотехнологичной медицинской помощи.
Москва пошла по пути усовершенствования и повышения доступности ВМП. Так, за последние пять лет на 26% выросло количество высокотехнологичных операций на сосудах и сердце. Главное, что пациенты быстрее восстанавливаются и возвращаются к привычному для них образу жизни.
Еще более впечатляющая динамика в области травматологии и ортопедии — здесь рост составляет порядка 40%. Есть и совсем молодые направления для городских стационаров.
— Еще пару лет назад невозможно было представить себе такую сложнейшую операцию, как пересадка сердца, в условиях городского многопрофильного стационара, — отметил Алексей Шабунин, директор ММНКЦ им. С.П. Боткина. — Сегодня на счету Московского многопрофильного научно-клинического центра им. С.П. Боткина уже почти 30 пациентов, которым успешно выполнено это сложнейшее вмешательство. А всего в клинике трансплантологии за семь лет выполнено более 2 тыс. трансплантаций органов и тканей, а также около 900 пересадок роговицы.
Фундамент — инфраструктура, технологии и кадрыРост объемов высокотехнологичной помощи в столице обеспечен глубокой модернизацией всей отрасли. Прежде всего она затрагивает создание новых мощностей. Строительство таких объектов, как больница в Коммунарке, флагманские центры или новая ДГКБ имени Святого Владимира, изначально ведется с расчетом на оказание сложнейших видов помощи. Параллельно идет непрерывное техническое переоснащение, поскольку регулярное обновление парка диагностической и хирургической аппаратуры — необходимое условие для выполнения высокотехнологичных операций. В прошлому году для ведущих онкологических клиник города было закуплено семь новых роботических систем для проведения операций, это значит, что высокотехнологичное лечение получат больше 2 тыс. пациентов с онкологией.
Перспективы дальнейшего наращивания объемов ВМП связаны с масштабной программой строительства новых медицинских учреждений. В настоящее время в Москве реализуется проект создания нескольких современных больниц, включая новый комплекс НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, МКНИЦ, МГОБ № 62 в Сколково, детский многопрофильный стационар и новый комплекс для Городской клинической больницы имени Демихова. Каждое из этих учреждений проектируется как мощный медицинский кластер, оснащенный по последнему слову техники. В их состав войдут консультативно-диагностические центры, стационарное звено и специализированные отделения, например кардиологические, нейрохирургические и другие.
Особое внимание уделяется созданию комфортной среды для пациентов — от удобной навигации до современных палат. Ввод в эксплуатацию этих больниц будущего позволит не только существенно увеличить количество проводимых высокотехнологичных операций, но и создаст интегрированную систему оказания медицинской помощи, где диагностика, лечение и реабилитация будут сосредоточены в одном месте. Это сократит время ожидания помощи для пациентов и разгрузит существующие стационары, создав значительный резерв мощностей для оказания экстренной и плановой помощи.
Однако технологии не работают без специалистов. Внедрение сложных методик требует постоянного обучения врачей и тесной интеграции с наукой.
— Активно используются цифровые технологии, интегрированные, или умные, операционные, сочетающие в себе инновационность, функциональность и повышенный уровень комфорта для пациентов. Стало привычным, когда врач прямо у операционного стола может вывести на монитор снимки КТ, МРТ, данные из истории болезни пациента и другую информацию из ЕМИАС, которая может ему потребоваться в ходе операции, — рассказал главный врач ГКБ № 15 им. О.М. Филатова Валерий Вечорко. — В работу хирургов активно входят технологии 3D-моделирования и дополненной реальности. Создание специализированных гибридных операционных дало мощный импульс к развитию еще одного важнейшего направления — симультанных и гибридных операций, когда пациенту проводится сразу несколько хирургических вмешательств одновременно — иногда до пяти за раз.
Благодаря высокотехнологичному оборудованию врачи сегодня выполняют широчайший спектр операций на головном, спинном мозге, периферических нервах. И эти операции в большинстве случаев проводятся максимально малотравматичным способом, в результате чего пациент может выписаться уже через несколько дней.
Всё это делает систему ВМП более эффективной и доступной для пациента.
Маршрутизация пациента: от диагноза до операцииКлючевым элементом доступности ВМП является отлаженный механизм получения такой помощи для пациента. В Москве внедрена так называемая бесшовная маршрутизация пациентов между поликлиниками и стационарами. Она позволила сократить время ожидания для получения плановой медицинской помощи и увеличить долю плановых госпитализаций в два раза.
При выявлении показаний к госпитализации врач поликлиники формирует заявку, с которой могут ознакомиться все профильные стационары города, чтобы предложить свои сроки и условия оказания плановой медпомощи.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, цифровизация и накопленный массив данных позволяют нам пересмотреть многие процессы и создать более понятный, удобный и эффективный путь как для врачей, так и для пациентов.
— Например, с начала этого года мы работали над созданием новой экосистемы взаимодействия поликлиник и стационаров, чтобы сделать получение плановой медицинской помощи максимально простым и быстрым, — говорит заместитель мэра.
Ранее путь на плановую госпитализацию требовал от пациента множества очных визитов, теперь же большинство процессов автоматизировано и не требует участия пациента, что экономит его время, что в конечном итоге позволит получить лечение, в том числе и высокотехнологичное, быстрее.
Какие методы ВМП станут рутиной завтраСфера медицины, а в особенности высокотехнологичной помощи, не статична. Уже сегодня в стадии активного внедрения находятся методы, которые в ближайшем будущем могут стать новым стандартом лечения. Речь идет о более широком применении генной терапии для коррекции наследственных заболеваний, которые ранее считались практически неизлечимыми.
Персонализированная медицина, основанная на полногеномном секвенировании, позволит подбирать терапию с учетом индивидуальных генетических особенностей опухоли или организма пациента. Кроме того, развиваются направления регенеративной медицины, такие как тканевая инженерия для восстановления поврежденных органов и тканей. Эти инновации потребуют не только новых технологий, но и адаптации нормативной базы, а также подготовки узкопрофильных специалистов, что определяет следующие вызовы для системы здравоохранения.
Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Москве демонстрирует переход от этапа точечных улучшений к системной трансформации. Основной тренд — это интеграция сложных видов лечения в рутинную практику городских стационаров, что объективно повышает их доступность для пациентов.
Безусловно, система сталкивается и с вызовами. Среди них — необходимость дальнейшего наращивания кадрового потенциала, обеспечение равномерного внедрения стандартов во всех учреждениях, поддержание дорогостоящей инфраструктуры в рабочем состоянии и её регулярное обновление. И у Москвы это успешно получается. Наращивая объемы оказываемой помощи и внедряя новые высокотехнологичные методы лечения, московская медицина отвечает на ключевой запрос современного здравоохранения — повышение продолжительности активной и здоровой жизни жителей мегаполиса.