«Зарплатная гонка» в России фактически подошла к концу — опрошенные аналитики ЦБ прогнозируют, что в 2026 году реальные доходы населения вырастут всего на 2,7% («Известия» ознакомились с результатами исследования). Эта оценка в два раза ниже прогноза Минэка (5,7%) и на 1,5 пункта уступает текущему темпу роста — 4,4%. У предприятий исчерпаны возможности для дальнейшего значительного увеличения окладов, а рынок труда уже не так перегрет, как год назад. Такое положение дел может привести к ухудшению покупательной способности, росту неформальной занятости и снижению поступлений НДФЛ и страховых взносов, но одновременно будет способствовать сдерживанию инфляции. Кто окажется в проигрыше по доходам, а кому волноваться не стоит — в материале «Известий».
Почему бизнес перестает поднимать зарплатыСогласно октябрьскому макроэкономическому опросу Центробанка, номинальные оклады в следующем году поднимутся примерно на 8,4%, тогда как в реальном выражении (с учетом инфляции) рост составит лишь 2,7%. Для прогнозов регулятор оперировал ответами 26 экономистов («Известия» изучили результаты).
Минэкономики, тем не менее, рассчитывает на более заметный подъем — 5,7% в реальном выражении, то есть в два раза больше прогноза ЦБ. Редакция направила запросы в соответствующие ведомства и в регулятор.
— Разница в прогнозах министерства и ЦБ связана с разными базовыми предпосылками. Минэк ожидает более быстрое снижение ключевой и инфляции уже во второй половине 2025 года, что, по его расчетам, позволит реальным доходам расти заметнее. Аналитики же более осторожны: они видят риски сохранения высокого роста цен на фоне дефицита кадров и увеличения бюджетных расходов, — объяснил частный инвестор, основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров.
С его точки зрения, тенденции последних месяцев склоняют баланс в сторону более консервативной оценки аналитиков, опрошенных Центробанком. По данным Росстата, в январе–августе 2025 года реальные зарплаты увеличились на 4,4% при том, что Минэк прогнозировал 6,8%. Средняя начисленная плата за этот период составила около 96 тыс. рублей.
После рекордного роста в 9,1% в 2024 году и приближенных 4–5% в 2025-м замедление было практически неизбежно, отметил Федор Сидоров: экономика возвращается к более устойчивым темпам.
Замедление, по мнению заместителя гендиректора сервиса «Работа.ру» Александра Ветеркова, выглядит правдоподобно. Он отмечает, что компании достигли предела в гонке окладов: увеличение фонда оплаты труда теряет рентабельность на фоне роста издержек из‑за высоких ставок, возросшей налоговой нагрузки и замедления темпов роста выручки. В ответ работодатели все чаще прибегают к нематериальным методам мотивации, не требующим прямых выплат, добавил эксперт.
Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Долженкова отметила и первые признаки охлаждения рынка труда. Компании стали осторожнее нанимать, уделяя внимание повышению эффективности через внутренние резервы и оптимизацию расходов; в ряде организаций уже начались сокращения штатов.
Осенью каждaя десятая компания планирует увольнения — так ответили 12% участников опроса сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», писали ранее «Известия».
Юлия Долженкова также подчеркнула, что в последние годы в рынок труда привлеклись ранее малоактивные группы — часть студентов, женщины в декрете и пенсионеры. Это дало прирост занятого населения на миллионы человек, но многие из этих работников оказываются в низкооплачиваемых секторах.
Кому в 2026 году повысят окладыОкончание «зарплатной гонки» не означает стопроцентного прекращения роста доходов: отдельные группы все же получат заметные прибавки. По оценке частного инвестора Федора Сидорова, сильнее всего вырастут зарплаты в IT, особенно у специалистов по искусственному интеллекту и кибербезопасности — их доходы могут вырасти на 10–15%. Также в строительстве и логистике инженеры и руководители проектов, из‑за острого дефицита квалифицированных кадров, вероятно, получат повышение выше среднего. В обрабатывающей промышленности техническим специалистам могут поднять зарплаты на 8–10%.
В сегментах розницы, общепита и массовых услуг рост заработков, по его прогнозу, будет минимальным — не выше уровня инфляции. В бюджетной сфере, при отсутствии дополнительных решений по индексации, реальные доходы, по мнению эксперта, останутся примерно на уровне 2025 года.
Наибольшие повышения ожидаются в стратегически важных и высокотехнологичных областях — оборонной промышленности и высокотехнологичном машиностроении. Здесь, по словам заместителя гендиректора сервиса «Работа.ру» Александра Ветеркова, зарплаты могут вырасти на 10–20% и более из‑за нехватки специалистов.
В то же время в финансовом секторе, строительстве, торговле и логистике прирост зарплат, по прогнозам, будет более умеренным и в целом сопоставим с инфляцией. В легкой промышленности повышение почти не ожидается: низкая рентабельность и конкуренция с импортом ограничивают возможности индексации. В итоге разрыв между наиболее перспективными и наименее — будет увеличиваться, подчеркнул эксперт.
По данным сервиса «Работа.ру», в январе–сентябре 2025 года самые высокие предложения по зарплатам традиционно отмечались в строительстве и недвижимости — в среднем 98 тыс. рублей. На втором месте — транспорт и логистика с 96 тыс., третье место заняли производство и АПК с 92 тыс., сообщил Александр Ветерков.
Наибольший прирост вакансий по уровню зарплат (+20%) зарегистрирован в маркетинге, рекламе и СМИ, а также в сфере услуг. В числе лидеров по росту предложений также IT и финансы — по 17%, добавил эксперт.
SuperJob отмечает, что работодатели сейчас отдают предпочтение кандидатам с подтвержденным опытом, конкретными результатами и высокой способностью к обучению и адаптации. Ценятся и смежные навыки, которые приносят дополнительную пользу компании. При этом количество вакансий за год сократилось на 15%, а число резюме увеличилось на 19%.
К чему приведет остановка роста реальных зарплатДля большинства россиян замедление роста реальных оплат не означает падения номинальных доходов — заработки будут расти и дальше, но более умеренно, считает Федор Сидоров. Тем не менее покупательная способность будет прибавлять не так активно, как в последние два года.
По его словам, дефицит кадров на рынке труда сохранится, прежде всего в промышленности и строительстве, однако «зарплатная гонка» начнет утихать. При этом в рознице и сфере услуг может расширяться теневая занятость, поскольку компании будут стремиться сократить фонд оплаты труда, хотя массового перехода работников в тень эксперт не ждет.
Часть населения может ощутить снижение качества жизни, поскольку за ту же сумму станет возможно купить меньше товаров и услуг, особенно при ускорении инфляции, предупредила профессор Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Долженкова. Снижение потребительских возможностей будет давить на спрос, что в ряде случаев может привести к уменьшению производства и сокращениям сотрудников.
По словам Юлии Долженковой, стремление бизнеса экономить усилит рост нелегальных форм занятости — в том числе неформальной работы и схем ухода от налогов. Замедление роста зарплат неизбежно отразится и на поступлениях по НДФЛ и страховым взносам, поскольку их размер зависит от выплат работникам.
Положительным последствием умеренного роста зарплат, по словам члена Совета МРО «Деловая Россия» Андрея Глушкина, является снижение риска резких инфляционных всплесков и более стабильная динамика цен. По его словам, важно и то, что государство продолжает усиливать меры соцподдержки, развивать программы занятости и инвестировать в переподготовку кадров, особенно в регионах.
Когда доходы увеличиваются медленнее, спрос на товары и услуги сдержан, что уменьшает давление на цены. Центробанк рассчитывает, что к концу 2026 года инфляция вернется к целевому уровню в 4%, напомнил Федор Сидоров. Он подчеркнул, что это важнее краткосрочного ускорения роста доходов, поскольку при стабильных ценах экономика развивается более предсказуемо — в текущих условиях это оптимальный баланс между поддержкой доходов населения и сдерживанием инфляции.