Россия под угрозой массовой безработицы?


Фото: Global Look Press/Christin Klose

Соискатели растут, официальная безработица не меняется — в чём причина?

Напряжение на рынке труда, которое наблюдалось в прошлом году, постепенно снижается. В октябре индекс HH (соотношение резюме к вакансиям) резко поднялся с минимальных значений до средних: теперь желающих устроиться на работу стало больше, а доступных вакансий — меньше. Ранее картина выглядела иначе. При этом данные Росстата показывают, что безработица практически не изменилась и осталась на почти рекордно низких уровнях. Почему два показателя дают разные сигналы и в каких отраслях спрос на кадры сократился сильнее — в материале «Известий».

Быстрый рост соискателей

Еще в прошлом году индекс HH демонстрировал рекордно низкие значения. Так, в июне 2024 года он составлял 3,1, что свидетельствует о сильном дефиците кандидатов. Лишь в ноябре того же года показатель превысил 4 — уровень умеренной конкуренции за рабочие места. В этом году индекс постепенно поднимался и в октябре совершил резкий скачок с 6,4 до 7,3 пункта. На данный момент он близок к отметке восемь. Выше этого порога начинается зона высокой конкуренции соискателей за вакансии, что фактически отражает серьезную напряженность на рынке труда.

Значительная нехватка кадров всё еще наблюдается в розничной торговле (2,4 резюме на место); также в дефиците врачи и фармацевты (3,9 резюме). Рабочие профессии на промышленном производстве, а также в автобизнесе, туризме и добыче сырья остаются относительно сбалансированными.

Труднее всего сейчас найти работу «белым воротничкам», включая представителей креативного класса (медиа, PR, искусство и развлечения), а также менеджерам, юристам и бухгалтерам. Наименьший спрос — почти 38 резюме на место — наблюдается среди кандидатов в области стратегии, инвестиций и консалтинга. В целом это объяснимо: в условиях неопределенности работодатели в первую очередь сокращают административный персонал.

Тем не менее резкий рост числа соискателей явно расходится с данными Росстата. Статистика ведомства фиксировала, что в течение нескольких месяцев уровень безработицы оставался на историческом минимуме — 2,1% — и только в сентябре немного увеличился до 2,2%. Однако это небольшое повышение может укладываться в статистическую погрешность. По сути, Росстат полагает, что рынок труда по-прежнему жесткий для работодателя, и признаков массовой безработицы или явного охлаждения зарплат нет. Кто в этой ситуации прав?

Замедление спроса

По словам младшего директора по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Владислава Бухарского, повышение индекса с конца 2024 года до начала 2025 года, по данным HH, было вызвано существенным сокращением числа публикуемых вакансий при сохранении потока активных резюме, то есть имело место замедление спроса в экономике.

— Последние месяцы предложение вакансий относительно стабильно, при этом продолжает увеличиваться число активных резюме. Скорее всего, рост индекса HH, несмотря на сохраняющийся низкий уровень безработицы, связан с популяризацией платформы, на которой уже работающие люди рассматривают альтернативные варианты заработка на фоне продолжающейся гонки зарплат и возможных моментов, которые не устраивают на нынешнем месте. Это в том числе может быть связано с тем, что не все компании в текущих условиях способны поддерживать конкурентную заработную плату.

Как указывает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая, сигналы с рынка труда разнонаправленны.

— С одной стороны, уровень безработицы близок к историческому минимуму (последнее значение — 2,2%), что считается признаком напряженного рынка труда. Однако важно помнить, что уровень безработицы — инерционный, запаздывающий показатель, который не сразу и не полностью отражает более «тонкие» изменения в балансе спроса и предложения рабочей силы, — отмечает эксперт.

Низкий уровень безработицы может означать высокую долю занятых в трудоспособном населении и отсутствие массовых увольнений. Вместе с тем предприятия способны сократить число открытых вакансий, замедлить рост зарплат или перевести часть сотрудников на неполную занятость, и формально это не приведет к росту безработицы, поясняет Ольга Беленькая.

По ее мнению, для оценки ситуации нужны дополнительные индикаторы: изменение численности занятых, динамика открытых вакансий и активных резюме, а также доля работников на неполной неделе. Уточнить картину помогут данные об отработанных в экономике часах и изменении зарплат.

— Ухудшение условий труда может стимулировать увеличение числа активных резюме. Люди могут искать другую работу или подработку, и это может способствовать росту HH-индекса. Если при этом одновременно сокращается число открытых вакансий, то рост HH-индекса будет еще заметнее, — сказала Ольга Беленькая.

Разница учета

По словам старшего научного сотрудника Центра ИНСАП ИПЭИ Президентской академии Виктора Ляшока, расхождения между официальной статистикой и оценками HH объясняются различием в методике учета.

— Многие создают и обновляют свои резюме, продолжая работать на старых рабочих местах, и не являются безработными с точки зрения Росстата, поэтому рост числа резюме во многом отражает не увеличение числа безработных, а увеличение желающих найти найти новую, — пояснил эксперт.

Одновременно количество вакансий как на hh.ru, так и в службах занятости сокращается: компании уменьшают найм в условиях охлаждения экономики. При этом бизнес часто не увольняет работников, а переводит их на неполный рабочий день. Поэтому, по всей видимости, пик нехватки рабочих кадров по России в целом пройден, хотя дефицит сохранится в отдельных отраслях и регионах.

Старший научный сотрудник лаборатории доказательной экономики Института Гайдара Роман Карих указывает на отраслевую неоднородность: работодатели в секторах с замедлением (обрабатывающие производства, автопром, строительство) применяют практики, увеличивающие скрытую безработицу (например, переход на неполный рабочий день). Такие меры не отражаются в официальной статистике.

— Ухудшение условий работы, выраженное прежде всего в снижении заработка сотрудников за счет сокращения количества рабочих часов, увеличивает риски увольнений и стимулирует сотрудников из переохлаждающихся отраслей искать дополнительные возможности на рынке труда, сохраняя при этом свой статус занятых, — подытожил экономист.

Лента

Все новости