Княжеский род Пожарских занимает одно из заметных мест среди ветвей древнего Рюриковича, тесно связанных с Владимиро-Суздальским княжеством. От могучего всеволодского правителя Большого Гнезда и до великого национального героя Дмитрия Пожарского, который спас Россию в Смутное время, представители этой семьи прошли путь от расцвета к упадку и снова обрели признание. Все детали — в материале «Известий».
Происхождение крестьян Пожарских: прямые наследники Всеволода Большое ГнездоРод Пожарских ведет свое начало от великого князя Владимирского, Всеволода Юрьевича, известного под прозвищем Большое Гнездо, сына основателя города Москвы Юрия Долгорукого. Свою родословную род черпает в лице самого Рюрика через пятнадцать поколений.
Первым князем из этой фамилии стал Василий Андреевич, живший во второй половине XIV – начале XV века. Он происходил от стародубской линии князей, которые владели уделом по реке Клязьме, сосредоточенным в Стародубе. Отец Василия, Андрей Федорович, князь стародубский, первым начал дробить Стародубский удел, распределяя земли между своими сыновьями.
Василию — старшему сыну — выделили селение Погар (Пожар), откуда и возникло фамильное название рода. Территория получила такое имя, вероятно, из-за травмирующих пожаров — вызванных выжиганием лесов или нападениями врагов. Следующие два поколения Пожарских управляли Стародубом — князья Даниил Васильевич и его потомок Федор Данилович, после чего земля вошла в состав Московского княжества.
Упадок династии при Иване Грозном: изгнание деда Дмитрия ПожарскогоРешающий перелом в истории рода Пожарских связан с правлением Ивана Грозного. В марте 1566 года царь изгнал всех потомков стародубских князей со своих уделов, причем причиной стало не их проступки, а интриги самого самодержца.
Иван IV, решив покончить со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Старицким, сменил ему удел, чтобы оторвать от родных земель и лишить преданной знати. Владимиру предоставили Стародубское княжество, а стародубских князей массово сослали в Казань и Свияжск. Среди выселенных были Андрей Иванович Ряполовский, Никита Михайлович Сорока Стародубский и Федор Иванович Пожарский — дед Дмитрия Пожарского.
Выселение стародубских князей было не только частью придворных интриг против брата царя, но и элементом колониальной политики в отношении Казанского края, где долгое время шла ожесточенная борьба татар с русскими. Князья переселились с дружинами и слугами, получили вотчины и административные должности в регионе. Федор Иванович, дед Дмитрия, погиб под Казанью в 1552 году, а его сын Михаил Федорович Пожарский, прозванный Глухим, отличился при штурме Казани и Ливонской войне.
Мать князя Дмитрия: влияние княгини Марии Федоровны при царском двореЗначительная роль в судьбе будущего национального героя Дмитрия Пожарского принадлежала его матери — княгине Марии Федоровне Пожарской, урожденной Беклемишевой. В 1571 году она вышла замуж за Михаила Федоровича Пожарского и была представительницей древнего дворянского рода Беклемишевых.
Княгиня Мария Федоровна была боярыней при Ксении Борисовне, дочери царя Бориса Годунова, но находилась в особом почете и близости с царицей Марией Григорьевной, порой соперничая даже с верховной боярыней Марией Лыковой. Под конец царствования Годунова Мария Федоровна была верховной боярыней при царице Марии Григорьевне в Московском дворе.
Многочисленные опалы, исходившие от Бориса Годунова, объяснялись слухами и доносами, которые распространяли княгиня Мария Федоровна и ее сын Дмитрий Михайлович, направленными против конкурентов. Княгиня скончалась в 1607 году, приняв постриг с именем Евдокии. К тому времени род Пожарских уже не был богатым, древний род пришел в упадок.
Наследники Дмитрия Пожарского: что известно о потомках национального герояКнязь Дмитрий Михайлович Пожарский имел шестерых детей — Петра, Федора, Ивана, Ксению, Анастасию и Елену.
Вопреки распространенному мнению большинства историков о том, что у князя не сохранилось наследников, существует версия, что в начале XXI века были обнаружены его прямые потомки, проживающие в Нижегородской области. Настоятель храма Сретения Господня в Балахне, расследовавший историю рода, заявил, что отыскал наследников вплоть до прадеда одного из них — именно этот храм был основан сыном Дмитрия Пожарского.
