На Северном Кипре недавно прошли выборы, по итогам которых к руководству пришел прозападный политик Туфан Эрхюрман, выступающий за возвращение к федеративной модели. В то время как союзники президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана настаивают на присоединении Турецкой Республики Северного Кипра к Турции, сам Эрдоган поздравил победителя выборов. Аналитики полагают, что Анкара, несмотря на громкие заявления о необходимости признания Северного Кипра на международном уровне как самостоятельного государства, на самом деле не стремится к этому. Подробнее — в репортаже «Известий».
Победа оппозиции«Хотя итоговые данные президентских выборов обнародовала избирательная комиссия, парламент ТРСК (Турецкой Республики Северного Кипра — «Известия») обязан незамедлительно собраться, объявить результаты выбора и возвращение к федерации неприемлемыми, а также принять решение о присоединении к Турецкой Республике», — прокомментировал голосование на Северном Кипре Девлет Бахчели, возглавляющий партию «Националистическое движение», состоящую в альянсе с партией президента Турции Эрдогана.
Он добавил, что «будущее и безопасность Кипра тесно связаны с безопасностью и будущим Турецкой Республики». «В этой связи Кипр — турецкий и останется таким всегда», — отметил Бахчели.
По его словам, выборы в ТРСК, признанной только Анкарой, «состоялись при весьма низкой явке, которая составила 64,87%».
Всего в голосовании участвовали семь претендентов, однако основная борьба велась между нынешним президентом Эрсином Татаром, занимающим этот пост с 2020 года, и лидером главной оппозиционной Республиканской турецкой партии Туфаном Эрхюрманом.
В ходе предвыборной кампании многие турецкие политики приезжали на остров для поддержки действующего президента, однако это не принесло успеха. Татар набрал 35,81% голосов, а Эрхюрман — 62,76%.
Между кандидатами существуют значительные разногласия по вопросу решения кипрского конфликта. Татар, которого активно поддерживали турецкие власти, выступал за признание двух государств на острове и против переговоров с Республикой Кипр, тогда как Эрхюрман выступает за федеративную модель. По его словам, идея создания двух государств «не является реалистичным способом выхода из экономической и политической изоляции турок-киприотов».
Он обещает возобновить официальные переговоры с Республикой Кипр, которые были приостановлены в 2017 году. Одновременно подчеркнул, что Северный Кипр при ведении внешней политики продолжит консультироваться с Анкарой.
«Я однозначно буду выполнять свои обязанности в тесном сотрудничестве с Турецкой Республикой, особенно в вопросах внешней политики. Ни у кого не должно возникать сомнений или опасений», — заверил новоизбранный президент ТРСК.
Поздравления Эрхюрману также выразили президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Озгюр Озель.
Греция и Кипр готовы к диалогуМладший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров отметил, что избранный президент ТРСК Туфан Эрхюрман поддерживает создание федеративного государства на Кипре. В начале уже Греция и Республика Кипр проявили готовность вступить в диалог с новым руководством северной части острова.
— Предыдущий президент Эрсин Татар выступал за сохранение двухгосударственного режима на Кипре, что обеспечивало Турции доминирующую роль как единственного государства, признающего ТРСК, и позволяло вести более агрессивную политику в Восточном Средиземноморье, — пояснил эксперт в интервью «Известиям».
Он считает, что смена руководства в северной части острова может ускорить восстановление диалога между греко-киприотской и турецкой общинами.
— Обстановка в ТРСК отражает новую реальность для Турции, где Анкара рискует ослабить свое влияние в разных регионах. Управление Северным Кипром играет важную роль в реализации турецкой стратегии в Восточном Средиземноморье. Тем не менее не стоит ожидать снижения турецкого влияния на ТРСК, так как Анкара остается главным экономическим и военным партнёром непризнанного государства, — отметил политолог.
Он считает, что заявление Бахчели больше похоже на популистскую инициативу, направленную на привлечения внимания общества.
— Бахчели часто использует подобные методы в медиа. Изменение статус-кво на Кипре в сторону федеративного решения может повлиять на позицию Турции в регионе, однако реализация предложений Бахчели рискует ухудшить отношения с соседними странами и Европейским союзом — одним из ключевых торгово-экономических партнеров Анкары, — заключил аналитик.
Турции это не нужноНаучный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Алина Сбитнева рассказала «Известиям», что история Турецкой Республики Северного Кипра началась давно: в 1974 году Турция ввела туда свои войска.
— Фактически, она оккупировала северную часть острова и с тех пор активно поддерживает турок-киприотов. Важно отличать внешние заявления Турции на международной арене и реальные национальные интересы, — пояснила политолог.
По её мнению, Турция декларирует необходимость международного признания Северного Кипра, но этого не требует в рамках своих национальных интересов, так как саму признанную Турецкую Республику Северного Кипра ей не нужно.
— Можно сказать, что Анкара идет с точностью до наоборот, поскольку, например, признание ТРСК вызовет появление конкурентов и инвесторов, а сейчас Турция имеет фактическую монополию на острове, — объяснила тюрколог.
Эксперт также не видит смысла в присоединении Северного Кипра к Турции.
— Это обязательно приведет к международному скандалу, которого Турции в данный момент совершенно не требуется. У нее есть множество других вопросов, нуждающихся в урегулировании, — считает Сбитнева.
Политолог напомнила, что Девлет Бахчели придерживается националистической позиции.
— Его функция — озвучивать подобные заявления. Турецкая Республика успешно привлекает Северный Кипр в туркоцентричную подсистему международных отношений, которую она пытается формировать, — прокомментировала эксперт.
Она добавила, что в настоящее время ТРСК является наблюдателем в Организации тюркских государств, а позиции по внешней политике Северного Кипра и Турции тесно связаны.
— Лидеры Северного Кипра не раз заявляли, что их внешняя политика полностью согласована с Турецкой Республикой, поэтому все подобные заявления — лишь политическая игра и провокация. Возможно, это сделано для того, чтобы оценить реакцию международного сообщества и участников, заинтересованных в судьбе Кипра, — подытожила специалист.