Взятие Юнаковки, закрытый для въезда город Суджа, рои вражеских беспилотников на региональных дорогах, преследование мирных автомобилей, атаки на областной центр — обстановка в Курской области сохраняется напряженной. Несколько тысяч беженцев продолжают проживать в пунктах временного размещения, а сирены воздушной тревоги с периодичностью звучат над городами. Специальный корреспондент «Известий» побывал в Курской области и изучил изменения, произошедшие здесь за семь месяцев после ухода ВСУ.
Село-укреплениеВоенная новость № 1 — освобождение украинской Юнаковки, расположенной всего в 6 км от российской границы и в 30 км от города Сумы. Наши войска начали приближаться к селу еще весной, на подготовку и штурм ушло несколько месяцев. Юнаковка имела стратегическое значение для ВСУ, о чем неоднократно сообщали в Генштабе Минобороны РФ. Через это село проходило снабжение украинской группировки, готовившейся к ударам по Курской области — сюда перебрасывалась техника, в том числе танки, бронемашины и артиллерия, а затем оно служило оборонительным пунктом. Фактически, Юнаковка была важным транспортным узлом и была оформлена как крепость.
Юнаковку захватили десантники из группировки «Север» при поддержке других подразделений и авиации. Пока штурмовикам не удалось покинуть позиции для ротации, бои продолжаются в лесопосадках вокруг. Следующий крупный населённый пункт на пути наших войск — город Сумы. Однако, по словам командиров, говорить о немедленном взятии областного центра рано: на данном участке против нашей армии действует крупная группировка ВСУ, которая оказывает ожесточенное сопротивление.
Российские войска в Сумской области продолжают выполнять задачу по созданию буферной зоны у границы, чтобы не допустить обстрелов Курской области из ствольной и реактивной артиллерии. Штурмовые действия ведутся малыми группами численностью от двух до пяти бойцов, чтобы не создавать скопления. Перемещения в зонах боев происходят преимущественно на багги и мотоциклах.
«Крылья», камикадзе, «матки»Серьёзной проблемой для Курской области является массовое использование вражеских дронов — «крыльев» (беспилотников самолетного типа) и fpv-камикадзе. За последние полгода их число, по свидетельствам бойцов и гражданских, увеличилось почти в несколько раз: некоторые внутренние трассы превратились в зону постоянной опасности. Значительно страдает приграничье: Суджанский, Кореневский, Большесолдатский, Беловский и Глушковский районы. Ежедневно происходят попадания fpv-дронов в жилые дома или автомобили с мирными гражданами. В целях безопасности въезд в Суджу и близлежащие села запрещён. При этом враг наносит удары и по Курску, Курчатову, Рыльску — системы ПВО ежедневно сбивают дроны.
Военные объясняют усугубившуюся ситуацию увеличением количества расчетов БПЛА в Сумской области, куда ВСУ сделали основной упор. На отдельных участках воздух буквально наполнен звуком винтов. Технические особенности тоже влияют на обстановку: к примеру, длина оптоволоконной катушки возросла, что увеличивает глубину проникновения дронов на нашу территорию. Беспилотники «крылья» оснащены ретрансляторами, которые усиливают сигнал передачи. Кроме того, некоторые дроны — так называемые «матки» — перевозят несколько небольших камикадзе, которые после обнаружения цели на нее нападают.
Освобожденные из пленаНедавно был проведен обмен военнопленными с Киевом. В Россию вернулись 20 гражданских лиц, из них 10 — жители Суджанского района, преимущественно пожилые люди. В феврале 2025 года они были отправлены в Сумы. Все освобожденные прошли срочный медицинский осмотр, один человек потребовал госпитализации. В плену остаются ещё шесть жителей Суджанского района.
Важно отметить, что тысячи людей в Курской области по-прежнему не имеют постоянного жилья. Как сообщили «Известиям» представители курского комитета региональной безопасности, сейчас в регионе функционируют 53 пункта временного размещения, где проживает свыше 4,5 тысячи человек (в резерве находятся еще 38 ПВР), включая 977 граждан из ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей, эвакуированных в 2022 году.
В области сохраняется режим контртеррористической операции. С февраля текущего года переселенцы имеют право на ежемесячную выплату в размере 65 тысяч рублей, которая действует до отмены КТО. При частичной утрате имущества первой необходимости (например, стол, стулья, холодильник, плита, телевизор и другие предметы) выплачивается компенсация в 78,3 тысяч рублей, при полной — 156,7 тысяч рублей. Лица, получившие легкие травмы в результате чрезвычайной ситуации, могут рассчитывать на 313 тысяч рублей, при средней или тяжелой степени вреда — на 627 тысяч. В случае гибели человека семья получает 1,5 миллиона рублей. Также предусмотрены пособия на оплату аренды жилья — от 20 до 40 тысяч рублей в месяц.
Документ на новое жильеОдин из самых насущных вопросов для переселенцев — получение сертификатов на новое жилье. Многие жалуются, что не могут получить этот документ и уже второй год вынуждены жить в съемных квартирах или в пунктах временного размещения.
В министерстве строительства Курской области «Известиям» сообщили, что на данный момент выдано 11 997 сертификатов на сумму 74,24 миллиарда рублей. Из них в этом году — 6,2 тысячи, в прошлом — 5,3 тысячи, в 2023 году — 447 (до полномасштабного вторжения ВСУ осуществляли обстрелы приграничных сел).
В первую очередь сертификаты предоставляются льготным категориям: это семьи с детьми до 18 лет или семьи, в которых есть участники СВО. По данным опросов «Известий», средняя сумма сертификата для возмещения потерь составила около 6 миллионов рублей и варьируется в зависимости от размера утерянного жилья. Жилье можно приобрести как в Курской области, так и в других регионах России.
Желание вернуться домойТем, кто регулярно ездит по опасным дорогам, являются курские добровольцы и волонтеры. Один из них — священник Александр Зинченко, помощник начальника ФСИН региона по работе с заключёнными. За последние полгода он путешествовал вместе с теробороновцами по освобожденным приходам, оценивал их состояние и спасал оставшиеся святыни. По его словам, часть храмов была уничтожена полностью — в таких местах, как Малая Локня и Погребки. Другие получили серьезные повреждения — в Черкасском Поречном и Судже.
В селе Озерки Беловского района священнику удалось вывести икону Архангела Михаила, в Заолешинках — икону пророка Ильи, в селе Уланок — две иконы Божией Матери, на обратной стороне которых было написано: «Первый раз спасены в Гражданскую войну, второй — в Великую Отечественную». В храме Иоанна Предтечи в Махновке Суджанского района материнская икона мироточила…
Особой утратой для жителей Курской области стала трагедия Горнальского мужского монастыря — важного православного памятника с историей более 300 лет.
В монастыре долгие годы хранилась чудотворная Пряжевская икона, которая способствовала исцелениям. Как сообщил отец Питирим, настоятель монастыря, который был вынужден переехать в Курск, икона была вывезена в начале СВО из-за близости к границе и регулярных обстрелов. По благословению епископа ее теперь выставляют для поклонения в разных городах Курской области.
Попасть в сам монастырь, по его словам, пока невозможно — он находится в зоне боевых действий, и оценить масштаб разрушений нельзя. Остается лишь надеяться на возможность возвращения туда в будущем.