Танкер Boracay, который был задержан французскими властями в нейтральных водах из-за подозрений в перевозке российской нефти с нарушением санкций, 3 октября возобновил плавание. Накануне президент России Владимир Путин, выступая на заседании клуба «Валдай», охарактеризовал действия французских силовиков как пиратство. Какие еще провокации в отношении российского торгового флота происходили на море — в материале «Известий».
Что произошло с Boracay• 30 сентября военно-морские силы Франции остановили нефтяной танкер под флагом Бенина в нейтральных водах у западного побережья страны, вблизи порта Сен-Назер. В отношении экипажа было начато следствие — капитан и первый помощник не предоставили подтверждения национальной принадлежности судна и не исполняли приказы. Причина — подозрения в транспортировке российской нефти, обходящей европейские санкции.
• В западных СМИ звучала иная версия обвинений: якобы танкер сменил название с Pushpa на Boracay и мог использоваться как стартовая площадка для запуска неопознанных беспилотников в сторону Дании. Президент Франции Эммануэль Макрон 2 октября, на саммите ЕС в Копенгагене, сообщил, что экипаж подозревается в «серьезных правонарушениях» и выдвинул предложение о задержании танкеров в море, что, по его мнению, должно повлиять на поставки российской нефти.
• В тот же день президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании клуба «Валдай», подчеркнул, что необоснованный захват судов в нейтральных водах — это пиратство. По его словам, для Франции это способ отвлечь внимание своих граждан от внутренних проблем и провоцировать Россию на ответные действия. Ранее Москва предупреждала, что подобные провокации в международных водах могут повлечь непредсказуемые последствия для энергетических рынков. Несколько часов спустя после заявления российского лидера поступила информация, что экипаж вернулся на борт, и судно продолжило движение.
Другие инциденты задержания судов в нейтральных водах• Российский танкерный флот неоднократно сталкивался с провокациями со стороны европейских стран в Балтийском море. Так, в ноябре прошлого года в территориальных водах Швеции в Балтике были повреждены два кабеля, соединяющие Швецию с Литвой и Финляндию с Германией, 17 и 18 ноября. В виновники обрыва обвинили китайское судно Yi Peng Three, предположительно вышедшее из порта Усть-Луга в России.
• Европейские политики поспешили обвинить Россию в саботаже: министр обороны Германии Борис Писториус заявил, что «никто не верит, что эти кабели были повреждены случайно», а президент Финляндии Александр Стубб сказал, что инцидент «определенно» связан с Россией. Однако шведская прокуратура провела расследование, которое опровергло версию о диверсии, установив, что повреждения не были преднамеренными.
• Танкер Eagle S под флагом островов Кука был задержан в Финском заливе 26 декабря 2024 года по обвинению в диверсии на кабеле Estlink-2 между Финляндией и Эстонией. Финская таможня и исполнительный орган Евросоюза утверждали, что судно входит в состав «теневого российского танкерного флота». Российская сторона отвергла эти обвинения как необоснованные. Длительное расследование длилось девять месяцев, после чего экипажу выдвинули обвинения в хулиганстве и серьёзном нарушении связи, но 3 октября финский суд отклонил предъявленные обвинения и требования компенсировать ущерб, посчитав их не в своей юрисдикции.
• В январе 2025 года в Балтийском море были задержаны еще два судна — болгарский сухогруз Vezhen и норвежский грузовой корабль Silver Dania, которые подозревали в участии в порче подводных кабелей. Их также связали с Россией. Тем не менее, обвинения с экипажей были сняты в течение недели после того, как прокуратуры Швеции и Норвегии однозначно исключили версию саботажа с их стороны.
Зачем устраиваются провокации• Хотя в ни одном из перечисленных случаев не было доказано намеренное вмешательство и связь с Россией, сами обвинения послужили предлогом для западных стран нарушать международные нормы. Западные государства уже используют подобные ситуации, чтобы обосновать усиление военного присутствия в водах Балтики под предлогом борьбы с «теневым флотом» России.
• В январе 2025 года страны НАТО нарастили военное присутствие в Балтийском море. Операция «Балтийский часовой» была провозглашена мерой защиты инфраструктуры членов альянса, в ней участвуют фрегаты, военные самолеты и морские беспилотники. По сути, НАТО стремится контролировать Балтийское море, включая нейтральные зоны, и еще сильнее изолировать Россию.