Психолог Бережной: «Ты мне не важен» усложняет детство ребенка


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Как трудоголизм родителей вредно влияет на психику и судьбу детей

Люди, полностью погруженные в работу, ставят карьеру и успех на первое место в своей жизни. При этом семья, дети и эмоциональные отношения занимают для них последнюю позицию в системе ценностей. О том, какие последствия трудоголизм родителей оказывает на детей, 2 октября рассказал «Известиям» бизнес-психолог, консультант по стратегическому управлению и директор по развитию ООО «Вместе.ПРО» Александр Бережной.

«Если родитель мысленно занят работой, даже находясь физически рядом, он становится эмоционально недоступным. Для психики ребенка это равносильно тому, как будто родители говорят: «Ты мне не важен». В итоге ребенок остается один на один со своими чувствами, лишенный поддержки и принятия самого важного для него человека», — объяснил эксперт. Это вызывает в детях глубокое чувство собственной неполноценности и базовое недоверие к миру.

Ощущение покинутости и отверженности приводит к постоянной тревожности, снижению самооценки, проблемам в поведении и искаженной модели взаимоотношений «родитель-ребенок».

Когда ребенок сталкивается с тем, что родитель отдаёт предпочтение работе, а не ему, его психика стремится адаптироваться и формирует защитные механизмы, выстраивая сценарии на будущее. Таким образом он пытается компенсировать недостаток внимания и любви.

«В первом сценарии ребенок становится внутренне сильнее. Он быстро взрослеет, берет на себя роль «родителя» для младших братьев и сестер, проявляет заботу о семье и быте. Это приводит к развитию гиперответственности, функциональности, где рациональность важнее эмоций, а главной ценностью становится внешняя оценка. Основным критерием успеха оказывается одобрение со стороны окружающих», — пояснил психолог.

Второй вариант — ребенок становится внутренне слабым, обвиняя родителей в нехватке внимания. Такой путь ведет к формированию позиции «жертвы». Взрослея, человек испытывает чувство обиды и несправедливости, связывая свои неудачи с нехваткой родительского внимания в прошлом. Это вызывает пассивность и неспособность брать ответственность за свою жизнь, что может привести к депрессиям или зависимым состояниям с подсознательными требованиями к партнеру обеспечить недополученную в детстве любовь.

«Третий, наиболее распространенный сценарий — повторение модели семейных отношений. Ребенок наблюдает, как родитель уходит от себя и семьи в работу, и воспринимает этот подход как единственно правильный. Проблема наследуется, принося новый виток дефицита эмоциональной близости следующему поколению. Следствием такого сценария становится неспособность ребенка реализовать собственный потенциал в отношениях», — предупредил Бережной.

Первым важным шагом на пути к восстановлению эмоциональной связи между родителем и ребенком является осознанное решение родителя поставить ребенка на одно из первых мест в системе приоритетов. К практическим шагам в изменении ценностей относятся: честно ответить себе на вопрос «Работа для меня — это необходимость или способ бегства?», затем выделить «неприкосновенное» время для семьи, когда рабочие гаджеты отключены.

Даже получасовое полноценное общение гораздо ценнее целого дня видимого, но иллюзорного присутствия. В общении важнее качество, а не количество — необходимо уметь быть «здесь и сейчас», искренне интересоваться чувствами и потребностями ребенка. Кроме того, стоит перераспределить рабочие нагрузки, чтобы освободить ресурсы не на новую работу, а для отдыха и семьи. Если самостоятельно выйти из круга трудоголизма сложно, следует обратиться к психологу для работы с глубокими причинами такого поведения.

«Истинная сила ребенка проистекает из чувства защищенности и безусловной родительской любви. Вклады в эмоциональное благополучие ребенка — это инвестиции, которые невозможно компенсировать никакими карьерными достижениями», — подвел итог специалист.

Днем ранее Бережной рассказал о последствиях синдрома занятого родителя — явления, когда ребенок постоянно ощущает, что у родителя нет времени на него. Найти точный источник проблемы помогает несколько вопросов: «Какое место в моей жизни занимает ребенок?», «Является ли общение с ним действительно важным?», «Что мешает наладить доверительные отношения и искренний диалог?».

27 сентября практикующий психолог, кандидат психологических наук, генеральный директор ООО «Вместе.ПРО» Олеся Бережная поделилась с «Известиями», что прогул школьных занятий — это всегда сигнал о внутренних проблемах ребенка, а не просто каприз. Родители зачастую воспринимают такие действия как вызов или непослушание, что ведет к наказаниям и конфликтам. Однако такой подход игнорирует истинные причины происходящего.

Лента

Все новости