Западное давление на Сербию усиливается железными натисками


Фото: TASS/AP/Darko Vojinovic

Сербия под давлением Запада и внутренними протестами перед ключевым политическим выбором

Посол Сербии в Москве Момчило Бабич сообщил «Известиям», что на Сербию оказывают давление Соединенное Королевство, Германия и некоторые политические группы в Вашингтоне. При администрации Трампа Белград имел хорошие отношения с США, однако санкции против нефтяной компании NIS, введенные при демократе Байдене, остаются актуальной проблемой. Аналитики отмечают, что главная задача Лондона и Берлина — разорвать связи Белграда с Москвой и добиться присоединения Сербии к санкциям. В стране сохраняется напряженность: власти устраивают уличные акции в поддержку режима, в то время как оппозиция готовится к годовщине трагедии в Нови-Саде, послужившей поводом для протестов. Подробнее о воздействии на ситуацию в Сербии — в материале «Известий».

Какие государства пытаются влиять на внутренние дела Сербии

Сербский посол в РФ Момчило Бабич рассказал «Известиям», что давление на Сербию усиливают Великобритания, Германия и определённые политические круги США.

— Западное давление нарастает с каждым днём. Особенно активны в этом плане Великобритания, Германия и некоторые структуры США. Администрация Трампа была более благожелательной, но США — большая страна с разными влияниями. Эти государства заинтересованы в давлении на сербов, — отметил Бабич «Известиям».

Президент Сербии Александр Вучич раньше заявил, что спецслужбы нескольких стран финансируют протестные акции в республике, уже вложив около $4 млрд. Глава государства подчеркнул, что вынужден сохранять молчание ради нейтралитета, но ситуация находится под их контролем.

— Они знают, что мы осведомлены об их действиях, — добавил Вучич.

В середине сентября Служба внешней разведки России предоставила информацию, что ЕС планирует в Сербии «цветную революцию». Однако реализация такого сценария осложняется сильным патриотизмом среди населения.

«Европейский либеральный мейнстрим стремится привести к власти в крупнейшей балканской стране лояльное Брюсселю руководство. Надо признать, что евроэлитам многое удаётся: молодёжь радикализируется и переходит от мирных протестов к насилию», — констатировали в СВР РФ. Власти Сербии сообщили о намерении координировать действия с российскими спецслужбами.

Кроме поддержки протестов, западные страны пытаются влиять и на внутренний состав правительства Сербии. Ранее «Известия» писали, что Лондон и Берлин стремятся убрать из кабинета министров приверженцев развития отношений с Россией. Конечной целью для Великобритании и ЕС является заставить Белград присоединиться к санкциям против Москвы, прекратить прямые авиарейсы в Россию и отказаться от газа из РФ. Примечательно, что подписание нового энергетического контракта намечено уже на октябрь.

Германия и Великобритания считаются одними из наиболее активных европейских участников балканского региона. В ФРГ проживает крупная диаспора выходцев из бывших югославских республик. Германия, будучи важным членом ЕС, заинтересована в продвижении интеграционных инициатив на Балканах, отметил «Известиям» программный менеджер РСМД Милан Лазович.

— Великобритания стремится укрепить влияние на европейском континенте, особенно в балканском регионе, где конкурируют интересы России и Китая. Одним из таких государств является Сербия, — заметил эксперт.

Тем не менее, на встрече с Владимиром Путиным в Пекине 2 сентября Александр Вучич заявил, что Белград не изменит свою политику. Сербия не планирует присоединяться к санкциям против России и будет сохранять военный нейтралитет.

29 сентября Вучич встретился с послом РФ в Белграде Александром Боцан-Харченко, одной из тем которой стал вопрос вокруг нефтяной компании NIS. В начале 2025 года Министерство финансов США наложило санкции на NIS, контрольный пакет акций которой принадлежит «Газпром нефти» и «Газпрому». С того времени NIS несколько раз добивалась отсрочек от США, но в середине сентября Вучич выразил опасение, что Вашингтон откажется от нового продления после 26 сентября. Позже стало известно, что США отложили введение санкций до 8–9 октября.

Следует отметить, что эти ограничения были введены во времена демократов, при администрации Байдена. Аналогично, бомбардировки Югославии происходили при демократе Билле Клинтоне. Отношения с республиканцами складываются лучше: на выборах 2020 года Белград поддержал Дональда Трампа. В марте сын президента США — Дональд Трамп-младший — обсуждал в Белграде с Вучичем стратегическое сотрудничество.

Милан Лазович уверен, что демократы относятся к Сербии более критично, чем республиканцы. Первые позиционируют себя идеологически, вторые — прагматичны. В связи с этим Вашингтон пытается проявить гибкость, предоставив дополнительное время для поиска компромиссов и сохранения стабильности в региональном энергетическом секторе.

— Возможно, раскачка ситуации исходит именно от демократов, а не республиканцев. Или же от тех республиканцев, что не связаны с Трампом или его администрацией. Аналогично и с Россией: некоторые республиканские конгрессмены имеют позиции, отличающиеся от официальной линии лидеров США, — отметил эксперт.

Ранее на Белградской бирже объявили, что 11,3% акций NIS приобрело АО «Интеллидженс» из Санкт-Петербурга — дочерняя компания «Газпрома». Сам «Газпром» оставил за собой одну акцию NIS, что может устранить основную причину введения американских санкций — контроль компании со стороны подсанкционных российских предприятий.

Будут ли прекращены протесты в Сербии

Ключевым фактором развития событий в Сербии остаются внутренние процессы. С ноября продолжается протест студенческой и оппозиционной общности, развернула деятельности движение «Граждане против блокад», в согласованных акциях которого приняли участие не менее 157 тысяч человек на 167 площадках по всей стране, сообщил помощник директора полиции Владaн Радосавлевич.

Это не единственная массовая акция: 13 сентября больше 144 тысяч граждан поддержали митинги в пользу властей. У Александра Вучича и его партии — Сербской прогрессивной — есть постоянный электорат в размере около 20–25% всех избирателей. Поэтому заявлять о полном отсутствии поддержки со стороны населения, как это пытаются представить участники протестов, нельзя, заметила «Известиям» директор Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерина Энтина.

— Однако следует учесть, что размер митингов за власть невелик, а в значительной мере обеспечивается административным ресурсом, — пояснила эксперт.

На этом фоне акции оппозиции пока не получили дальнейшего развития. Ситуация обострилась в августе, когда произошли столкновения с полицией и поджоги офисов Сербской прогрессивной партии. Новый всплеск ожидается 1 ноября — в годовщину трагедии на вокзале в Нови-Саде, где погибло 16 человек.

Энтина считает, что дальнейший ход протестов зависит от того, появятся ли в их рядах политические лидеры. Массовые выступления связаны с ожиданием появления новых фигур во внутренней политике, чего пока не произошло.

— В парламентской оппозиции новых лиц нет, также и у Вучича ограничены кадровые резервы. Масштабы и сила протестов напрямую зависят от того, удастся ли выдвинуть студенческих лидеров и показать их публике, — пояснила политолог.

Возможным вариантом стабилизации политической обстановки могут стать досрочные парламентские выборы. Хотя Александр Вучич сообщил о планах проведения досрочных выборов, точной даты не разглашал. По данным социологического опроса Ipsos за сентябрь, коалицию во главе с Сербской прогрессивной партией поддерживают 48% респондентов. Ранее, летом, на местных выборах в городах Косьерич и Заечар победила прорежимная партия, несмотря на укрепление оппозиции, что говорит о возможности перевода уличной борьбы в легитимное политическое русло.

Лента

Все новости