РФ готова вновь поднять вопрос гонений на УПЦ как церковную ценность


Фото: Global Look Press/Sergei Chuzavkov

Украинская православная церковь под угрозой ликвидации и уголовного преследования верующих.

Восстановление прав канонической православной церкви Украины является одним из ключевых условий обсуждения гарантий безопасности. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин в интервью «Известиям». По его словам, этот вопрос занимает центральное место в позиции Москвы на диалогах с Киевом. С прошлого года на Украине действует закон, практически запрещающий деятельность Украинской православной церкви (УПЦ). Сейчас украинские власти планируют запустить судебный процесс о прекращении деятельности УПЦ, который должен стартовать в ближайший месяц. При положительном исходе церковь утратит юридическую регистрацию, а все ее имущество, активы и финансовые средства перейдут в собственность государства. Эксперты также не исключают введения уголовной ответственности за нарушение запрета.

Судебное дело против Украинской православной церкви

Давление на УПЦ переходит в формальную юридическую стадию. Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести подала иск в суд с требованием ликвидировать УПЦ. В ведомстве настаивают на передаче в государственную собственность церковного имущества, средств и активов, характеризуя УПЦ как организацию, связанную с Русской православной церковью (РПЦ).

Первое судебное заседание, назначенное на 30 сентября, было перенесено на месяц из-за болезни судьи. Однако это перенос не означает отмену намерений властей криминализировать деятельность УПЦ. Ранее президент Украины Владимир Зеленский обвинял церковь в «связях с КГБ», оправдывая законодательные меры против канонической церкви. Еще в прошлом году на Украине вступил в силу закон «О защите конституционного строя в деятельности религиозных организаций», который фактически запрещает УПЦ.

Россия поднимала тему защиты православных верующих Украины во время переговоров в Стамбуле. Замглавы МИД РФ Михаил Галузин отметил для «Известий», что это одна из приоритетных тем Москвы в диалоге с Киевом.

— Мы твердо настаиваем на том, чтобы интересы России в сфере безопасности были учтены в ходе урегулирования кризиса в Украине — в виде нейтрального, внеблокового и безъядерного статуса страны. И безусловно, одним из важнейших компонентов нашей позиции является полное восстановление прав русского и русскоязычного населения Украины. В частности — восстановление прав православной церкви, которые сегодня грубо нарушает украинское законодательство. Только при таких условиях мы готовы вести обсуждение гарантий безопасности Украины, — отметил он.

По итогам второго раунда переговоров в Стамбуле, состоявшегося 2 июня, Москва и Киев обменялись меморандумами с позициями сторон по конфликту. В российском документе подчеркивалась необходимость снятия ограничений на деятельность УПЦ. Михаил Галузин, который участвовал в этих переговорах, подчеркнул, что в соответствии с Уставом ООН права людей должны соблюдаться без дискриминации по половому, расовому, языковому или религиозному признакам.

— Это подразумевает уважение религиозных чувств и гарантии прав верующих. Мы поднимаем вопрос прекращения незаконных преследований УПЦ во всех переговорных каналах и планируем продолжать это делать, — сообщил дипломат.

В ООН также неоднократно указывали на преследования Украинской православной церкви. В докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека за прошлый год отмечается, что закон о фактическом запрете УПЦ базируется на аргументе о «национальной (или общественной) безопасности» для ограничения свободы религии или убеждений. Однако в ООН подчеркивают, что «ни Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), ни Европейская конвенция по правам человека не включают национальную безопасность в перечень оснований для таких ограничений».

Ранее глава МИД России Сергей Лавров заявил, что президент США Дональд Трамп был удивлен политикой киевского режима по запрету УПЦ, узнав о ней на саммите России и США на Аляске.

— Президент Трамп, надеюсь, не раскрываю секрет, был поражен и несколько раз переспросил госсекретаря Марко Рубио, действительно ли это так. Его реакция говорила сама за себя, — отметил Лавров.

По данным Государственной службы этнополитики и свободы совести Украины, прихожанами УПЦ остаются не менее 5–6 миллионов человек. В мае 2022 года собор УПЦ объявил о своей «полной самостоятельности и независимости», внеся изменения в устав. Также церковь выразила несогласие с поддержкой со стороны Патриарха Московского и всея Руси Кирилла специальной военной операции. При этом в РПЦ указали, что юридические изменения статуса УПЦ возможны только через каноническую процедуру, включая решение Поместного собора РПЦ.

По словам бывшего депутата Верховной рады Артема Дмитрука, покинувшего Украину, православная вера фактически была поставлена вне закона еще 20 августа 2022 года — в день голосования за законопроект о запрете УПЦ.

— Все последующие процессы это лишь разные проявления одних и тех же гонений. Сегодня один суд, завтра другой, но суть не меняется. Следует понимать, что ни у одной из властей никогда не было и нет достаточных ресурсов для полной ликвидации церкви. Каждый день происходят захваты маленьких храмов, но люди остаются со своими пастырями и общинами, даже если лишены здания, — рассказал Дмитрук.

Как запрет УПЦ сказывается на верующих

Начиная с 2022 года, на Украине регулярно происходят захваты храмов, принадлежащих УПЦ. В этих акциях участвуют представители местных властей, силовых органов и территориальной обороны. Кроме того, активную роль играют члены Православной церкви Украины (ПЦУ) — организации, созданной в 2018 году на базе Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

В 2023 году при поддержке властей и сторонников ПЦУ были захвачены кафедральные соборы и другие церкви в Ивано-Франковске и Львове, после чего в этих городах вовсе не осталось храмов УПЦ. Также власти конфисковали в Чернигове Свято-Троицкий кафедральный и Преображенский соборы. В Черкассах был взят под контроль мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. В мае 2025 года глава Госслужбы Украины по этнополитике и свободе совести Виктор Еленский сообщил, что с января 2019 года свыше 1,9 тысяч общин УПЦ прошли перерегистрацию в составе ПЦУ.

По мнению бывшего премьера Украины Николая Азарова, начало дела против УПЦ означает юридическую ликвидацию Киевской митрополии.

— Церковь — это масштабная структура, которая не может функционировать без юридического статуса. Я считаю, что решение было принято киевским режимом, и судебные органы будут его исполнять. Насколько быстро — неизвестно. Возможно, затянется, — пояснил он.

Экс-депутат Верховной рады Владимир Олейник сообщил «Известиям», что после ликвидации УПЦ последует административная либо уголовная ответственность за несоблюдение судебного решения.

— Очевидно, что все церкви и храмы, которые не выполнят решение суда, будут подвергаться изъятию. Но я знаю, что многие священники и прихожане готовы проводить обряды в квартирах, домах и вообще в подпольных условиях, но не отказываться от своей православной веры, — отметил он.

Преследования Украинской православной церкви осуществляются и в других направлениях. Согласно данным СБУ, с февраля 2022 по август 2025 года было возбуждено около 180 уголовных дел против священнослужителей и архиереев УПЦ по обвинениям в государственной измене, «пособничестве стране-агрессору» и «разжигании религиозной вражды». На около 120 священников были предъявлены обвинения, более 30 получили судебные приговоры. Также 20 епископов и священнослужителей были лишены украинского гражданства, в том числе митрополит Онуфрий, глава канонической УПЦ.

Новой формой давления стало насильственное привлечение священнослужителей УПЦ к службе в Вооруженных силах Украины. В конце прошлого года правительство установило условия освобождения некоторых священников от мобилизации, однако приходы УПЦ в перечень организаций, подлежащих освобождению, не включили.

Лента

Все новости