За менее чем три года танковый батальон «Волга», созданный в 2022 году преимущественно из добровольцев из Тверской области, освободил несколько десятков населенных пунктов, уничтожил вражеские укрепления и вывел из строя бронетехнику противника. При этом многие из бойцов изначально не имели танкового опыта. Александр Карпенко, бывший командир батальона с позывным Тверь, а ныне слушатель одной из военных академий, рассказал «Известиям» о секретах минимальных потерь личного состава и техники, способах создания боеспособного подразделения из обычных резервистов, а также о наиболее ярких событиях трёх лет участия в специальной военной операции.
Комбат с позывным ТверьАлександр Карпенко получил офицерское звание лейтенанта после окончания Казанского высшего танкового командного училища. Начал службу в Таманской мотострелковой дивизии на посту командира танкового взвода, а затем стал заместителем начальника штаба танкового батальона. В этом качестве он встретил начало СВО, когда 24 февраля 2022 года его подразделение вошло в зону боевых действий.
— Это было на направлении к Сватово. Противник наступал с бронетехникой, и наш взвод выдвинулся на отражение атаки, уничтожив один из его танков — советский Т-72, — вспоминает Карпенко. — Тот бой был уникален тем, что впоследствии не было прямых танковых столкновений. Война изменилась: обе стороны в основном работают с закрытых огневых позиций. Если происходили выезды на прямую наводку, то это были удары по вражеским опорным пунктам, укрытиям и блиндажам либо огневая поддержка штурмовых подразделений.
Из всех боевых эпизодов Александру больше всего запомнился штурм Авдеевки весной 2024 года.
— Долгое время нам не удавалось преодолеть сопротивление укрепленного пункта ВСУ под одним из мостов. Там были пулеметные точки и плотный огонь, из-за чего мотострелки не могли продвинуться, — рассказывает комбат. — Мы обстреливали позицию с закрытых позиций и выезжали на прямую наводку, но враг активно использовал FPV-дроны для атак. Длится это около месяца. В итоге я отправил наиболее подготовленный танковый экипаж, который прямым выстрелом разрушил одну из опор моста, повалив его на врага. Так мы подавили сопротивление буквально.
За взятие Авдеевки солдаты батальона получили множество наград — ордена Мужества, медали «За отвагу», Жукова и Суворова.
Минимум потерьБатальон «Волга» был именным и сформирован преимущественно из тверских жителей. Региональные власти и волонтеры оказывают подразделению существенную поддержку.
После освобождения Авдеевки батальон действовал на кураховском направлении, участвовал в освобождении многочисленных населенных пунктов, включая Новомихайловку, Парасковиевку, Ильинку, Антоновку, Янтарное, Зарю, Александро-Калиново и другие — всего насчитывается несколько десятков.
В последние месяцы танкисты были на константиновском направлении и перед уходом комбата в военную академию приняли участие в освобождении поселка Старониколаевка.
— Этот населённый пункт было сложно взять из-за открытой местности и затрудненного доступа. Совместно с командованием решили выдвинуть один танк вперед, за ним двигались МТЛБ и штурмовые группы, что позволило проникнуть в поселок, развернуть боевые порядки и постепенно вытеснить врага, — рассказывает офицер.
Со дня начала СВО батальон вел бои на танках Т-80. Позже машины модернизировали, перевооружив на Т-80БВМ, оборудованные улучшенной динамической защитой, системами защиты и современными прицелами.
Командир рассказывает о талантливом подчиненном по имени Кинолог, который вырос с позиции наводчика танка до командира боевой машины.
— Кинолог — умный, организованный и смелый человек. Сейчас он командир взвода, награжден орденом Мужества и медалями «За отвагу» и другими. Кроме непосредственного выполнения боевых задач, он передает опыт новичкам, — отмечает Карпенко.
За весь период СВО батальон потерял всего один танк.
— Машина подорвалась на противоднищевой мине под местом командира. Командир погиб, экипаж выжил. Танка уже нельзя было восстановить, — вспоминает командир.
По словам Александра, главная сложность при выводе танка из строя — быстрая эвакуация машины с поля боя.
— Ремонт и восстановление техники — процесс несложный и занимает максимум пару дней. Запчасти и ремонтное оснащение у нас всегда имеются, — подчеркивает Тверь.
Что было самым трудным в СВОЗа три года участия в специальной военной операции для комбата, по его словам, самой сложной задачей стало:
— Настроить личный состав на правильное выполнение боевых задач.
— Что Вы имеете в виду?
— Я создавал батальон практически с нуля, бойцы были добровольцами разного возраста — от 20 до 60 лет — и не были танкистами. Им необходимо было четко понять, что они находятся в зоне боевых действий, а не на прогулке. Это требовало постоянной работы, иногда даже принуждения, чтобы они совершенствовали свои навыки, ухаживали за техникой и вооружением, не сдавались. Мне кажется, мне удалось правильно построить эту работу. Она была кропотливой и длительной, но результаты видны: потерь у нас почти не было.
За все эти годы домой в Подмосковье Александра с волнением ждали жена и дочь.
— Когда-то понял, что накопленный боевой опыт надо передавать, и хочется расти дальше. После разговора с командиром полка принял решение поступить в военную академию, — рассказывает он.
Командиру нелегко было расставаться со своими бойцами.
— Это очень сложно, ведь они — моя семья. Более трёх лет мы воевали вместе. И ребятам тоже было тяжело прощаться. Это очень эмоциональное событие, которое не забывается, — поделился офицер.
Сейчас комбат почти две недели учится в Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ. Отмечает, что многие преподаватели имеют боевой опыт, но при этом просят офицеров, прошедших СВО, делиться своими знаниями, что позволяет будущим командирам получать крепкую теоретическую базу.