ЕС может замедлить евроинтеграцию Сербии из-за бессоюзного положения


Европарламент требует от Сербии реформ и давления на Вучича ради вступления в ЕС.

Реакция властей Белграда на продолжающиеся протесты способна затруднить процесс вступления Сербии в Европейский союз, сообщили «Известиям» представители Европарламента. Уже сегодня некоторые фракции Европарламента требуют усилить давление на Сербию с целью заставить президента Александра Вучича назначить досрочные выборы. Ранее в Европарламенте неоднократно принимались резолюции, призывающие Сербию ввести санкции против России и восстановить отношения с непризнанной частью — самопровозглашённым Косово. В то же время власти республики заявляют о своих намерениях навести порядок на улицах, где продолжаются протестные акции. По мнению экспертов, шансы Сербии на вступление в ЕС минимальны, поскольку процесс евроинтеграции рассматривается в Брюсселе как инструмент влияния на страны-кандидаты.

Влияние протестов на курс евроинтеграции Сербии

Члены сербских властей и их действия во время протестов могут затормозить путь страны в Европейский союз, рассказал «Известиям» евродепутат, представитель Европейской народной партии Томаш Здеховски. Евродепутат отметил, что политический кризис в республике будет обсуждаться на ближайшей сессии Европарламента, поскольку депутаты выражают обеспокоенность происходящим.

— Поведение сербских властей во время протестов непременно станет фактором при рассмотрении вопроса о вступлении Сербии в ЕС. Респект к демократическим ценностям, свободе собраний и верховенству закона — основа Европейского союза, и любые их нарушения могут усложнить процесс интеграции, — подчеркнул он.

Часть политиков в Европе недавно встала на сторону протестующих в Сербии. Так, европейская партия «зеленых» с 53 мандатами в ЕП призывает усилить давление на Белград с целью проведения новых честных выборов и прекращения насилия со стороны полиции. В британских изданиях The Guardian и Financial Times публикуются призывы о введении санкций в отношении Александра Вучича и его окружения.

Однако внутри Европарламента существует и иная точка зрения. Евродепутат из Словакии Милан Мазурек в интервью «Известиям» заявил, что при обсуждении ситуации он поддержит легитимное правительство Сербии.

— Я категорически отвергаю так называемые цветные революции и вмешательство в суверенитет других стран. Мы наблюдали разрушительные последствия таких вмешательств в арабских государствах, Украине и Грузии. Будущее Сербии должны определять её граждане исключительно через демократические выборы, а не с помощью насильственных беспорядков, — отметил политик.

Следует напомнить, что в середине августа протесты в Сербии приобрели гораздо более радикальный характер. Оппозиция начала атаковать штабы правящей Сербской прогрессивной партии, а столкновения с полицией стали более интенсивными. Массовые беспорядки и атаки на здания в Белграде, по словам Александра Вучича, являются попыткой организации оплачиваемой «цветной революции» извне.

Изначально волна протестов в стране стартовала после трагичного инцидента в Нови-Саде в ноябре 2024 года. Тогда обрушился 50-метровый козырек из бетона, металла и стекла, в результате погибли 15 человек, среди которых были трое детей. Этот случай спровоцировал фактический политический кризис в Сербии.

Протестные акции действительно способны отразиться на процессе евроинтеграции страны, так как их цель — изменить внешнеполитический курс Белграда. Как отметил в интервью «Известиям» программный менеджер РСМД Милан Лазович, именно многовекторная политика препятствует вступлению страны в ЕС.

— Вряд ли протесты приведут к смене Александра Вучича или премьер-министра Джуро Мацута, а значит, главный фактор, сдерживающий интеграцию Сербии в Европейский союз, останется, — уверен эксперт.

Европарламент ранее уже угрожал замедлить интеграцию Сербии в ЕС. В 2022 году была принята резолюция с призывом к Белграду срочно присоединиться к санкциям против России, названная одним из ключевых условий для продвижения в переговорном процессе. При этом Сербия сохраняет тесные связи с Россией, включая безвизовый режим, прямые авиарейсы и импорт энергоресурсов.

Александр Вучич заявил о сохранении нейтралитета страны в будущем на встрече с Владимиром Путиным в Пекине. Российский лидер подчеркнул, что Москва уважает независимый внешнеполитический курс Сербии.

— Для Сербии важно сотрудничество с Россией на високих уровнях и во всех сферах. Надеюсь, что мы не только сохраним, но и укрепим это сотрудничество, — добавил Вучич.

В феврале 2024 года европейские депутаты приняли резолюцию, где заявили, что парламентские и местные выборы в Сербии 17 декабря 2023 года прошли «ниже ожидаемых стандартов стран-кандидатов в ЕС». В документе отмечено, что переговоры о вступлении будут продвигаться лишь при значительном прогрессе в реформах, включая полное выполнение рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии.

Вмешательство Брюсселя наблюдается и в других кандидатах на вступление. Так, Тбилиси отложил переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года и отказался от европейских грантов из-за противостояния с ЕС по закону об иностранных агентах. После парламентских выборов в октябре 2024 года Европарламент призвал провести в Грузии новое голосование под международным контролем. Как отмечают эксперты, главная причина — отказ Тбилиси подчиниться давлению и заинтересованность в сохранении экономических связей с Москвой.

Аналогичные меры применяются и к другим странам. Например, в Боснии и Герцеговине отстранили Милорада Додика с поста президента Республики Сербской из-за его несогласия с вступлением страны в ЕС. Поводом стало нежелание признавать полномочия верховного представителя по БиГ Кристиана Шмидта, назначенного без одобрения Совбеза ООН. В Молдавии глава Гагаузии Евгения Гуцул была осуждена на семь лет. Гагаузия выступает против курса Кишинева на евроинтеграцию и стремится сохранить отношения с Россией.

Перспективы вступления Сербии в ЕС

Сербия подала заявку на вступление в ЕС в 2009 году, а статус кандидата получила в 2012-м. Однако конкретных сроков интеграции балканской страны Российской Федерации не определено. Власти Сербии рассчитывают, что к 2026 году завершат все необходимые реформы, сообщил в феврале министр иностранных дел Марко Джурич. Ранее Александр Вучич заявлял о полном членстве в ЕС в том же году. Итальянский министр иностранных дел Антонио Таяни предположил, что вступление может произойти не раньше 2029-го.

В экономическом плане Сербия уже тесно связана с ЕС: главные торговые партнеры — Германия и Италия, около 20% населения занято в странах Европейского союза, а только в 2023 году эти работники перевели в страну около €5 млрд — больше, чем напрямую поступившие иностранные инвестиции. Также республика получает финансирование от Брюсселя, например, в 2020-м ЕС предоставил почти €3 млрд в рамках инструментов помощи перед вступлением.

Однако основные барьеры на пути в ЕС имеют политический характер. Помимо требования присоединиться к антироссийским санкциям, Брюссель настаивает на признании самопровозглашённого Косово, которое Сербия считает своей территорией в составе автономного края Косово и Метохия.

В июле Сербия окончательно прекратила диалог с Приштиной, который велся под эгидой ЕС, после ареста косовскими властями заместителя главы департамента правительства Сербии по делам Косово Игора Поповича. Ранее регион уже сталкивался с кризисами, например, в 2021 году из-за запрета сербских номерных знаков в северном Косово, что вызвало блокировки дорог местным населением. В 2022-м новый конфликт возник после заявки Приштины о вступлении в ЕС.

Без отказа от сотрудничества с Россией и признания Косово шансы Сербии стать членом ЕС стремятся к нулю. Однако для Брюсселя важен не конечный результат, а сам процесс евроинтеграции, который дает возможность контролировать спорные территории, рассказала «Известиям» кандидат политических наук и главный аналитик АНО «Колаборатория» Дарья Моисеева.

— Сербия — одна из стран, на которой «сломалась» политика расширения и восточного соседства ЕС. Получив статус кандидата в 2012 году после долгих переговоров, страна так и не приблизилась к выполнению копенгагенских критериев, и ее отношения с ЕС демонстрируют необходимость пересмотра всей методологии европейской интеграции, — отметила эксперт.

По ее словам, Сербия участвует в условных инструментах ЕС, когда деньги даются за демократические реформы. Новый такой инструмент — Reform and Growth Facility for the Western Balkans, похожий на Ukraine Facility, который поддерживает интеграцию Украины в союз.

При этом общественное мнение внутри Сербии меняется: если в 2013 году по данным NSPM более 53% жителей поддерживали вступление в ЕС, то в 2025 году сторонников евроинтеграции стало 39%, а противников — 43,2%. Евродепутат Милан Мазурек также считает, что Сербии стоит задуматься, насколько выгодна ей интеграция с ЕС при нынешних условиях.

Лента

Все новости