ЕГЭ 2026 станет простым и понятным, отражая школьную программу


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Новый ЕГЭ с 2026 года: что изменится и как реформы повлияют на образование и репетиторство

В России стартовала важная образовательная реформа: начиная с 2026 года содержание единого государственного экзамена (ЕГЭ) будет строго соответствовать школьной программе. Такое обещание дали в Рособрнадзоре с целью того, чтобы выпускники могли продемонстрировать знания, полученные за годы обучения. Однако за этим заявлением разворачиваются серьезные дискуссии экспертов о самой сути реформы, ее практическом воздействии на систему образования и рынок репетиторства. Насколько реально и значимо это нововведение для всех участников учебного процесса — в материале «Известий».

Сведение экзамена и школьной программы к новому уровню соответствия

Главное изменение, которое ожидает ЕГЭ в 2026 году, заключается в полном соответствии содержания экзамена школьной программе. По словам представителей Рособрнадзора, это позволит выпускникам лучше показать знания, приобретенные во время всего периода обучения. Теперь к каждому заданию будут прикреплены конкретные пункты школьной программы и обозначены классы, где они изучались, что сделает экзамен более прозрачным и понятным. В раздел русского языка будут добавлены нормативные словари как официальный источник, предписывающий возможность обжалования оценок на их основе.

В программе по информатике планируется уменьшить количества применяемых форматов файлов в контексте перехода на российские и открытые программные продукты. Формулировки заданий и система оценивания были пересмотрены на основе анализа экзаменов, проведенных летом. Демонстрационные варианты уже опубликованы для девятиклассников, а обсуждение экзамена 11 класса продлится до конца сентября 2025 года.

Ключевой смысл реформы аттестации — сделать так, чтобы ЕГЭ проверял именно те знания, которые были получены непосредственно на уроках, а не выходили за рамки программы. Хотя это кажется очевидным, реализация данной идеи достаточно сложна. В Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) отметили в интервью «Известиям», что в настоящий момент в экзаменационных материалах отсутствуют темы, не предусмотренные школьной программой. Оценка ориентирована на освоение крупных сквозных тем, которые пригодятся и в профильном обучении в вузе.

В ФИПИ подчеркивают значимость роли учителя и конкретного класса в учебном процессе.

— При обсуждении соответствия экзаменов школьной программе важно понять, насколько именно учитель в своем классе следует установленным учебным планам, а также насколько ученики готовы и способны усваивать заданный программой материал, — уточнил собеседник «Известий».

Директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка (подведомственного Минпросвещения) Елена Приступа, выделяя системный подход, подчеркнула, что ЕГЭ представляет собой форму итогового контроля всего объема знаний, полученных учеником в структурированном виде.

— Оценка академических результатов и содержание образования — взаимосвязанные процессы. Также разрабатывается единая линейка учебников, что является логичным и системным шагом, — резюмировала она.

Однако преподаватели пока замечают лишь частичные признаки реформы в демонстрационных вариантах экзамена, не всегда удается увидеть все значительные изменения.

Проанализировав демоверсии по истории и обществознанию, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета Татьяна Дорохова отмечает различия.

— Демоверсии по истории и обществознанию традиционно соответствовали школьной программе, но варианты ЕГЭ оказались сложнее и могли соответствовать программам вузов, — прокомментировала эксперт.

Кроме того, остаются неясности с включением новых тем, таких как региональная история, что указывает на то, что содержание экзамена еще может корректироваться, считают специалисты.

Рынок репетиторства: радикальные изменения или сохранение традиций

Сегодня многие надеются, что четкая связь экзамена с программой снизит спрос на платные курсы подготовки. Тем не менее эксперты воспринимают такой сценарий с осторожностью. Существует множество причин, продолжающих поддерживать востребованность репетиторства.

— Рынок платной подготовки останется, поскольку родители хотят дать детям дополнительные преимущества и расширить образовательный капитал, — констатирует старший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН Зоя Прошкова.

Она объясняет глубинные причины устойчивости рынка репетиторства.

— Востребованность репетиторских услуг объясняется не только школьной программой и форматом экзамена. Есть и другие факторы: школа не способна обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. В отличие от репетиторов и частных курсов, образовательные учреждения редко используют онлайн-обучение и не так эффективно бережут время учеников, — говорит Зоя Прошкова.

Похожую позицию высказывает Татьяна Дорохова.

— Я считаю, что рынок платной подготовки в любом случае сохранится из-за целого комплекса причин — помимо сложности экзамена это нехватка учителей и разрыв в уровне их квалификации. Возможно, развитие информационных ресурсов расширит возможности для самостоятельной подготовки, но пока этот эффект будет незначительным, — отмечает она.

Таким образом, по мнению экспертов, с которыми беседовали «Известия», лишь адаптация заданий к школьной программе не устранит проблему массовой переподготовки и не замедлит рост частных уроков.

Объективность итогов: развитие или усреднение достижений

Вопрос о том, будет ли обновленный ЕГЭ справедливо отражать знания учеников за весь период обучения или приведет к усреднению результатов, волнует многих. Эксперты рассматривают ЕГЭ в контексте широкой социальной системы.

— Боязнь усреднения необоснованна, — рассуждает Татьяна Дорохова. — Социализация происходит не только в школе. ЕГЭ — лишь один из множества факторов, и далеко не самый главный. Другие общественные организации и олимпиадное движение дают возможность отличиться ученикам с разными способностями.

Заслуженный учитель РФ, автор учебников и пособий Александр Шевкин напоминает о первостепенных целях введения Единого государственного экзамена.

— ЕГЭ не является выпускным экзаменом за школу; он совмещает выпускной и вступительный экзамен для вузов. Задача ЕГЭ — отобрать лучших выпускников, подходящих для сильных вузов, но при этом экзамен проходят абсолютно все учащиеся, даже те, кто не планирует поступать в высшее учебное заведение, — пояснил он.

Шевкин настаивает на необходимости освободить школьный экзамен от функции вступительного испытания. По его мнению, тогда проверялись бы именно те знания и решения задач, которые изучались в школе, как раньше — до введения ЕГЭ.

В свою очередь, Зоя Прошкова видит в ЕГЭ возможности для сильных учеников проявить свои способности.

— Лучшие ученики смогут выделиться за счет качественного усвоения материала в течение всего школьного учебного периода. Также академически успешные школьники смогут показать себя через портфолио и получить дополнительные баллы — реформа планирует усилить значимость индивидуальных достижений. Помимо этого, они имеют возможность участвовать в школьных олимпиадах различных уровней, что позволит поступить в вуз без вступительных экзаменов, — отмечает она.

Несмотря на возможные эффекты усреднения и снижение некоторых результатов, эксперты считают, что общая картина станет объективнее, а конкуренция сохранится.

Перспективы и ожидаемые вызовы

Согласие с тем, что системный подход реформы — это позитивный шаг вперед, отчетливо выражено педагогами и исследователями. Однако продолжают оставаться вопросы о том, насколько реально ожидать существенных изменений при сохранении действующей роли ЕГЭ.

Психолог-педагог, специалист Московского городского педагогического университета (МГПУ) Ирина Плясова отмечает, что стране нужны специалисты, которые сразу после получения диплома готовы работать и быть активными членами общества.

— Для этого важно четко определить, какие компетенции, ценности и навыки необходимо формировать у молодого поколения, а также каким образом это можно реализовать. Требуется понимать не только конечные цели, но и механизмы воспитания, развития и профессионального самоопределения, — подчеркивает эксперт.

Однако в современной образовательной системе существует системная проблема, которая заключается в том, что школа и семья зачастую изолируют детей от общества. По мнению Ирины Плясовой, ЕГЭ лишь фиксирует то, чего сама система образования зачастую не создаёт.

Специалисты сходятся во мнении, что качественное обновление ЕГЭ возможно только в рамках широкой модернизации учебного процесса и методов оценивания, а не только благодаря пересмотру содержания заданий.

Лента

Все новости