Автопром: действительно ли это худшая отрасль России?


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Российский автопром в падении: структурный кризис или шанс на перезапуск?

Отечественный автопром испытывает структурный кризис, он демонстрирует худшие показатели среди всех отраслей промышленности. К такому выводу пришли специалисты Центра стратегических разработок. Насколько глубок кризис и каковы перспективы — в материале «Известий».

Хуже некуда?

По итогам 10 месяцев отечественный автопром демонстрирует наихудший результат среди всех отраслей промышленности. Об этом говорится в аналитическом обзоре, подготовленном специалистами Центра стратегических разработок (ЦСР).

Согласно представленным данным, за январь–октябрь 2025 года производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов снизилось на 22,2% (в годовом выражении), в то время как в аналогичный период прошлого года наблюдалась положительная динамика (+20,4%). При этом за 10 месяцев текущего года российская промышленность в целом выросла на 1%, причем обрабатывающий сектор, в который входит и автопром, на 3,1%.

Так, по итогам 10 месяцев 2025 года в России было произведено 537 тыс. легковых автомобилей, что оказалось на 9,6% меньше, чем годом ранее. Выпуск грузовиков сократился еще заметнее — на 32%, следует из анализа.

Помимо уменьшения объемов выпуска новых машин, эксперты отмечают и снижение рынка. Так, с января по ноябрь, по данным «Автостата», продажи новых легковых машин сократились на 17,8%, до 1,19 млн штук. Еще хуже ситуация в сегменте тяжелой техники: за 11 месяцев было продано 41,8 тыс. крупнотоннажных машин, что на 56% меньше, чем за аналогичный̆ период прошлого года.

В ЦСР отмечают, что ухудшение положения автопрома подтверждается и финансовыми показателями отрасли. Как следует из анализа, доналоговая прибыль сектора производства автомобилей за девять месяцев текущего года составила 48,3 млрд рублей, что более чем в три раза ниже результата за аналогичный̆ период 2024 года.

«Исследование показывает, что отрасль переживает не циклическую коррекцию, а структурный кризис. Отрасль остается критически важным работодателем во многих городах (Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород) и драйвером для тысяч смежных предприятий. Ее коллапс грозит не только ростом безработицы и социальной напряженности, но и прямой нагрузкой на бюджеты всех уровней, которым придется компенсировать выпадающие доходы и растущие социальные обязательства», — говорится в докладе Центра стратегических разработок.

Не всё так плохо

На российскую автомобильную промышленность существенное влияние оказали последствия внешнего санкционного давления, усилившегося в 2022 году, сообщили «Известиям» в Минпромторге. Однако называть эту отрасль «самой пострадавшей» не вполне корректно, отмечают в ведомстве. В министерстве напомнили, что по итогам прошлого года автопром, наряду с другими секторами (например, производством продукции из металла, а также выпуском компьютеров, электронных и оптических изделий), стал одним из ключевых драйверов роста всей российской обрабатывающей промышленности.

— В этом году параллельно с адаптацией к продолжающемуся санкционному давлению на отрасль существенное влияние оказывает ряд макроэкономических факторов, в том числе высокая ставка автокредитования. Несмотря на это, в последние месяцы отмечается тенденция к замедлению темпов падения рынка, — сообщили в пресс-службе Минпромторга.

В министерстве рассказали, что итогам января–ноября 2025 года рынок новых автомобилей отечественного производства превысил 738 тыс. штук, что всего на 2% меньше показателей за аналогичный период прошлого года (при общем снижении рынка на 21%). В ведомстве отметили, что доля российской техники по итогам 11 месяцев 2025 года выросла на 11%, достигнув 55% от всего объема проданных за этот период транспортных средств. По итогам прошлого месяца, было продано 80,9 тыс. машин, выпущенных на российских предприятиях — 57% от всех реализованных автомобилей, уточнили в Минпромторге. В ведомстве также напомнили, что с 2022 года перезапущены более 80% мощностей, оставленных бывшими зарубежными партнерами из недружественных стран.

— Несмотря на некоторую корректировку производственных программ предприятий в 2025 году, которая необходима в связи с адаптацией к динамике рынка и во избежание кризиса перепроизводства, ни один из действующих заводов не останавливал производственные процессы. Важно, что российские предприятия готовы оперативно нарастить объемы производства в случае расширения платежеспособного спроса, — подчеркивают в Минпромторге.

На это нацелены программы стимулирования спроса на отечественные автомобили, в том числе льготного автокредитования и льготного лизинга. По итогам 11 месяцев 2025 года с помощью данных инструментов реализовано свыше 185 тыс. автомобилей, объем предоставленных скидок составил 68,5 млрд рублей, сообщили в министерстве. В Минпромторге также отметили, что наряду с самим автопромом планомерно воссоздается автокомпонентная подотрасль, которая обеспечивает сотни тысяч рабочих мест.

— Комплекс мер господдержки этого направления включает субсидирование НИОКР (с 2022 года поддержано 50 проектов на сумму 11 млрд рублей), гранты на реинжиниринг (с 2022 года поддержано 40 проектов на сумму почти 2 млрд рублей), программы Фонда развития промышленности (с 2022 года поддержано 92 проекта на сумму 113 млрд рублей), — рассказали «Известиям» в пресс-службе министерства.

Что думают автозаводы

За прошедшие три года после бегства иностранного партнера «АвтоВАЗ» смог полностью восстановить разорванные цепочки поставок и производство всего маржинального модельного ряда автомобилей, достигнув по ним технологического суверенитета, рассказали «Известиям» в пресс-службе компании. За это время было перезапущено производство моделей Vesta и Largus, запущен выпуск Aura, сразу на двух производственных площадках (в Тольятти и Санкт-Петербурге) стартовала сборка Lada Iskra.

— Четвертый год подряд компания показывает безубыточные финансовые результаты, обновляет модельный ряд автомобилей, повышает роботизацию. В настоящее время работают 1600 роботов, 200 из которых были установлены в последние три года. Также отечественный автопроизводитель неукоснительно выполняет все социальные обязательства в рамках действующего коллективного договора, — сообщили в пресс-службе «АвтоВАЗа».

Расширяет свою модельную линейку и увеличивает долю на рынке, полностью перестроив стратегию после ухода зарубежных партнеров, также другой крупнейший российский автопроизводитель, компания Sollers.

— В этом году мы запустили производство LCV Sollers SF1 и SF5, минивэнов Sollers SP7 в Елабуге и пикапов Sollers ST9 в Ульяновске: все автомобили производятся по технологии полного цикла. В 2026 году планируем начать производство и продажи нового полноразмерного внедорожника Sollers S9, LCV Sollers SF7, а также обновленных моделей УАЗ «Патриот», «Пикап» и «Профи». Параллельно ведем активную работу по повышению уровня локализации всех продуктов, что позволяет нам минимизировать зависимость от внешних поставок. Несмотря на падение рынка в этом году, мы продолжаем реализацию масштабной инвестпрограммы общей стоимостью более 35 млрд рублей и выполняем все планы по локализации компонентной базы, — сообщили в пресс-службе компании.

В Sollers также подчеркнули, что все производственные площадки работают в режиме полной рабочей недели, а компания в полном объеме выполняет свои социальные обязательства, сохраняя трудовые коллективы и обеспечивая стабильную занятость.

Сложно, но можно

Ситуация в российском автопроме действительно сложная, признает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Однако положительные тенденции тоже есть.

— Самое главное, чего удалось добиться — это сохранить отрасль, не допустив окончательной остановки автозаводов после введенных санкций и ухода из России иностранных автопроизводителей. Большая часть предприятий уже перезапущена, на них выпускаются российские модели. Конечно, рынок пока очень слабый, поэтому эти заводы работают не на полную мощность. Тем не менее перспективы у отечественного автопрома, безусловно, есть, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.

Уходящий год характеризовался всплеском продаж в октябре и в ноябре, подстегнутым в том числе увеличением утилизационного сбора, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Это привело к тому, что мы выходим на 1,3 млн [проданных] новых легковых машин по итогам года. Да, это меньше, чем в прошлом году, но на самом деле могло быть еще хуже, — отмечает он.

Несмотря на общую непростую ситуацию, появилась определенная стабилизация или как минимум намек на нее на рынке тяжелых грузовиков, считает эксперт. Это позволило «КамАЗу» выйти на полноценную рабочую неделю, и в следующий год российский автогигант из Татарстана смотрит достаточно уверенно, отмечает он.

— Несомненный заметный плюс последних месяцев — это запуск производства моделей Tenet в Калужской области. Мы видим, что их покупают так же активно, как покупали Chery, на базе которых они созданы, какого-то отторжения это не вызвало. Можно предположить, что и в будущем аналогичные операции, если их кто-то будет проводить, например, Geely или Changan, тоже пройдут относительно безболезненно. Да, на цифры по рынку это в целом не повлияет. Но вот такой плавный переход — он, наверно, лучше,— полагает Максим Кадаков.

Лента

Все новости