Задержка выплат за травму на работе грозит начислением процентов


Фото: Global Look Press/Sergiy Artsaba

КС разрешил взыскивать проценты при задержке компенсаций за травмы на работе

Конституционный суд РФ разрешил взыскивать проценты за задержку выплат в делах о получении травмы на производстве. Такое постановление КС вынес 15 декабря, указав, что норма Трудового кодекса об ответственности работодателя за несвоевременную выплату, например, компенсации морального вреда может применяться в данном случае. Ранее в выплате процентов работникам отказывали. В суд обратился пострадавший шахтер из Кемеровской области, которому в течение двух месяцев не перечисляли 250 тыс. рублей компенсации. Не найдя защиты в судах общей юрисдикции, мужчина обратился в КС РФ. О том, как действовать при получении травм на работе и как взыскивать компенсацию и проценты, — в материале «Известий».

Что рассматривал КС

Взрывник шахты «Таштагольская» Алексей Полежаев в июне 2018 года получил производственную травму. Суд города Новокузнецка Кемеровской области взыскал с его работодателя компенсацию морального вреда в размер 250 тыс. рублей. Но решение вступило в законную силу 23 марта 2023 года, а средства были выплачены спустя два месяца.

Тогда истец обратился в суд с требованием взыскать с работодателя проценты за задержку причитающейся ему компенсации. В иске он ссылался на статью Трудового кодекса о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы «и других выплат» (ст. 236 ТК РФ).

Суд первой инстанции иск удовлетворил, впрочем частично — согласившись с необходимостью выплаты процентов. Но помимо процентов за несвоевременную выплату компенсации пострадавший заявил о новом моральном вреде — как раз из-за невыплаты. Он оценил ее в 75 тыс. рублей, а суд по итогам — в 5 тыс. рублей.

Последующие судебные инстанции решение о выплате процентов отменили. В их решениях говорилось, что статья не предусматривает взыскание процентов за задержку или невыплату компенсаций.

Алексей Полежаев обратился в КС РФ, попросив проверить конституционность ст. 236 ТК РФ. И Конституционный суд указал: ст. 236 может быть использована для взыскания процентов, если работодатель не соблюдал сроки решения о взыскании компенсации за производственную травму.

«Конституционные цели правосудия не могут быть достигнуты, а сама судебная защита не может признаваться действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, — говорится в решении. — Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки».

КС отметил, что работник, незаконно лишенный причитающихся ему денежных средств, имеет право на применение компенсационного механизма, предусмотренного ст. 236 ТК РФ.

«Иное создавало бы предпосылки для нарушения права работника на компенсацию морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве путем уклонения работодателя — без каких бы то ни было негативных для него последствий — от своевременного исполнения решения суда», — говорится в решении.

Ст. 236 ТК РФ была признана соответствующей Конституции. КС напомнил, что проценты должны начисляться начиная со дня, следующего за днем вступления в законную силу указанного решения суда, по день фактического расчета включительно. Поэтому дело Алексея Полежаева должно подлежать пересмотру.

Нормы ст. 236 ТК РФ неоднократно были предметом разбирательства КС РФ и по другим выплатам работодателей. Так, в 2023 году Конституционный суд указал, что по ней можно взыскивать проценты за недоначисленную заработную плату. И тогда как раз положения части статьи были признаны не соответствующими Конституции: формулировка ч. 1 ст. 236 ТК РФ позволяла обходить положения, если выплата не была вовремя начислена. В результате в январе 2024 года в ТК были внесены поправки.

Как травмируются на работе

Количество несчастных случаев на производстве сократилось в 2024 году по сравнению с 2015 годом на 21%, заявляла в сентябре 2025 года вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Она отметила, что в России развивается превентивно-профилактическая модель здоровья и сбережения работников.

«Если оценивать ситуацию в долгосрочной перспективе, мы видим снижение производственного травматизма и удельной доли работников, занятых на работах с вредными условиями труда», — сказала заместитель председателя правительства.

Она также отметила, что для экономической мотивации работодателей к улучшению условий труда и сохранения здоровья работников расходы на предупредительные меры ежегодно увеличиваются.

«В 2025 году на эти цели планируется направить на 33% больше средств, чем в 2024 году», — заявила Татьяна Голикова.

Руководитель службы охраны труда Newstaff Алексей Липатов отметил, что компенсации в связи с получением травм на работе делятся на страховые выплаты и оплату больничного. Они выплачиваются через Социальный фонд, куда документы подает работодатель.

— Если в организации тянут резину или отказываются расследовать — пишите заявление в инспекцию труда, — посоветовал эксперт.

По взысканию морального вреда за производственную травму необходимо обращаться к работодателю — сначала написать претензию, а затем, если ее проигнорировали, обратиться в суд.

— Работник может договориться с работодателем и во внесудебном порядке. Для этого он должен оформить все документы по несчастному случаю, — добавила адвокат Адвокатской палаты Московской области Макка Салигова. — Если стороны договорятся, то урегулируют вопрос, подписав последующее соглашение. Если же требования не удовлетворены, то работник имеет право обратиться в суд.

К такому иску, как заявила юрист адвокатского бюро «Гриц и партнеры» Екатерина Бойко, работник должен приложить договор с работодателем, а также документы, которые подтверждают факт несчастного случая на производстве. В исковом заявлении должна быть указана полученная травма, размеры физических и нравственных страданий.

— Сегодняшнее же постановление КС закрывает окончательно вопрос, который вызывал споры в судах: возможно ли применять ст. 236 ТК РФ к моральному вреду, — отметила Екатерина Бойко. — Раньше суды принимали разные решения по таким вопросам, а теперь будет единая позиция.

Она напомнила, что процент за задержку компенсации морального вреда рассчитывается по специальной формуле. Так, в случае с Алексеем Полежаевым это дополнительные 29 тыс. рублей при сумме компенсации морального вреда в 250 тыс. рублей.

— Раньше получался парадокс: суд присуждал работнику компенсацию за травму, а работодатель мог просто не платить ее вовремя, и ему за это ничего не было, — отметила Екатерина Бойко. — Судебная практика после этого постановления изменится, и у судов будет логичная справка-объяснение по взысканию процентов.

Кроме того, как считает эксперт, есть вероятность наплыва исков в суды о пересмотре старых дел от работников, которые так и не получили проценты.

Решение Конституционного суда РФ носит прогрессивный и защитный характер, заявил адвокат, управляющий партнер Key Consulting Group Вадим Егулемов.

— Раньше суды часто отказывали во взыскании процентов, трактуя ст. 236 ТК РФ узко — как ответственность только за задержку зарплаты и выплат, начисленных самим работодателем, а не присужденных судом, — сказал он.

Адвокат отметил, что точные данные об обращении в суды за взысканием морального вреда отсутствуют, но такие споры встречаются регулярно. Процентные иски за задержку выплат ранее часто отклонялись судами, что и стало причиной обращения в КС РФ.

Лента

Все новости