В 2025 году доходы населения продолжили увеличиваться как в номинальном, так и в реальном выражении, однако темпы роста оказались умереннее по сравнению с 2024 годом. Об этом свидетельствуют сведения из доклада «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России», опубликованного ЦБ РФ. Причиной в основном стали более медленные темпы роста зарплат на фоне снижения напряженности на рынке труда. Эксперты отмечают, что замедление прироста реальных доходов — ожидаемая стадия остывания после прежних высоких показателей. По их мнению, это результат нормализации экономики после шокового периода, а не сигнал о кризисе. Будут ли доходы дальше расти — в материале «Известий».
Точка ростаЦентробанк представил доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России», в котором, в числе прочего, проанализированы доходы населения РФ. Темпы роста в 2025 году оставались заметными, но снизились относительно 2024 года. В реальном выражении во III квартале текущего года доходы россиян увеличились на 6,3% в годовом выражении; для сравнения, во II квартале рост составлял 9,9%, а в I квартале — 8,3%.
Аналитики связывают замедление прироста доходов прежде всего с динамикой крупнейшей части — заработной платы. Скорость роста зарплат снизилась по мере ослабления напряжения на рынке труда: в III квартале 2025 года она составила 14,3% после 18,5% во II квартале. В реальном выражении зарплаты за девять месяцев выросли на 4,5% по сравнению с 9% годом ранее.
Среди регионов-лидеров по годовым темпам прироста зарплат отмечены Московская, Воронежская, Ленинградская и Калининградская области, Забайкальский, Камчатский и Алтайский края, а также Республика Крым и Республика Татарстан.
Опросы бизнеса свидетельствуют о дальнейшем замедлении индексаций зарплат. В 2025 году более 83% компаний, опрошенных Центробанком, планировали индексацию, тогда как на 2026 год таких предприятий прогнозируется уже 76%.
В структуре доходов по итогам девяти месяцев текущего года увеличилась доля социальных выплат (+21,9% год к году в III квартале) и доходов от предпринимательской деятельности (рост на 27,8%). Удельный вес доходов от собственности при этом остался без изменений, а доля прочих доходов сократилась.
Регулятор зафиксировал наибольший рост среднедушевых номинальных доходов в Чукотском автономном округе, Краснодарском крае, Оренбургской области, республиках Удмуртия и Карелия.
«В этих регионах на протяжении последних трех лет сохраняется значительный рост оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности, а в отраслевом разрезе во многих из регионов — лидеров по динамике доходов наибольший рост зарплат наблюдался в операциях с недвижимостью, административной деятельности, строительстве, сфере информации и связи», — разъяснил ЦБ в докладе.
Редакция «Известий» направила запрос в Банк России; на момент публикации ответа не было получено.
Курс на нормализациюСооснователь агентства финансовых решений «Семейный капитал», независимый финансовый советник Дмитрий Фетисов считает, что замедление роста реальных доходов — ожидаемая стадия охлаждения после прежне высоких темпов.
В III квартале, по его словам, наблюдалось количественное снижение индексаций зарплат из-за уменьшения напряженности на рынке труда, тогда как инфляция оставалась высокой.
Уменьшение темпов роста доходов во многом связано со спадом деловой активности, что снижает потребность в рабочей силе, полагает управляющий партнер агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. На благосостояние граждан влияет и охлаждение рынка строящегося жилья.
— Меньше новых квадратных метров — ниже спрос на услуги строительно-ремонтных компаний, на стройматериалы, на услуги по изготовлению и монтажу мебели, на товары для дома, что также бьет по производственному сектору и по доходам людей, в них занятых. Расти доходам не с чего в отсутствие положительной динамики на заказы и покупки, — убеждена собеседница «Известий». Мультипликативный эффект от этого, как ожидает она, будет наблюдаться в ближайшие два года.
Косарева добавляет, что снижение деловой активности отражается и в приостановке или завершении инвестиционных проектов.
— Компании стремятся закончить начатое, а вот начинать новое не спешат, в том числе из-за жесткой денежно-кредитной политики Банка России и небольшой рентабельности. Как следствие, снижение спроса на рабочую силу, — указывает она.
Тем не менее генеральный директор национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев отмечает, что замедление роста реальных доходов — признак нормализации экономики после шокового периода, а не кризиса.
— Острая фаза дефицита кадров позади, давление на зарплаты ослабло. Компании, особенно в потребительском секторе, оптимизируют затраты после активного найма, — разъясняет эксперт.
Среднее арифметическоеПо словам Екатерины Косаревой, наибольший прирост доходов фиксируется в Центральном федеральном округе из-за высокой концентрации бизнеса в IT-секторе. Схожая картина отмечается в Южном федеральном округе на фоне бума легкой промышленности и высокого уровня занятости в туризме.
— Карта региональной динамики среднемесячной номинальной зарплаты указывает на рост на 15–20% в регионах с сырьевой ориентацией (добыча золота, угля) и эффектом бюджетных инфраструктурных проектов. Промышленные и густонаселенные регионы европейской части страны демонстрируют средние (или ниже средних) темпы в 5–10%, — обращает внимание Дмитрий Фетисов.
В номинальном выражении зарплаты остаются на положительной траектории: средняя заработная плата в организациях в сентябре выросла на 13,1% в годовом выражении и достигла 96 тыс. рублей. В 12 регионах средняя зарплата уже превышает 100 тыс. рублей, отмечает эксперт.
— В Московской области зарплата в среднем составляет порядка 115 тыс. рублей. В то время как Краснодар занимает 54-е место в рейтинге 100 российских городов по показателю зарплат — там платят в среднем 82,2 тыс. рублей. Уровень по ЮФО в целом будет еще ниже, — дополняет Косарева.
Фетисов уточняет, что отраслевой разрыв в росте зарплат сохраняется, но годовая динамика изменилась: традиционные лидеры — финансы, IT и добыча — показали сдержанный рост в 5–10% г/г.
— В то же время наиболее высокие темпы прироста зарплат показывают сферы гостиничного бизнеса и общественного питания (около 22%), строительства (около 21%), а также электроэнергетический сектор (около 18%), — перечисляет собеседник «Известий».
Кандидат юридических наук, директор практики организационного развития «КСК Групп» Михаил Меркулов отмечает, что динамика зарплат зависит и от уровня должностей.
— Топ-менеджеры стагнирующих отраслей (строительство, производство, металлообработка) сохраняют текущие уровни доходов без роста и индексаций. Сокращенные топ-менеджеры не могут трудоустроиться более чем шесть месяцев и соглашаются на оклады меньше на 20–30%, — рассказывает эксперт.
По его словам, рабочие специальности и инженерно-технические работники в среднем получили прибавку порядка 15–20% по итогам года.
— В сфере банковских услуг сокращение доходов сотрудников реализуется с помощью оптимизации премиальных выплат с обоснованием о недостижении годовых и квартальных KPI. Окладная часть остается без изменений, штатная численность оптимизируется, премиальная часть сокращается, — сообщает специалист.
Меркулов также указывает на сокращение зарплат в сфере информационных технологий, прежде всего у младших сотрудников с низкой квалификацией, которых заменяет искусственный интеллект.
Нераскрытый потенциалПо мнению Дмитрия Фетисова, в будущем рост доходов россиян сохранится, но будет еще более сдержанным.
— Основными рисками такой динамики выступают инфляционное давление и высокая ключевая ставка, — указывает он.
Юрий Мирзоев ожидает, что потенциал роста доходов в 2026 году будет связан с повышением производительности труда, диверсификацией региональных экономик и снижением ключевой ставки, однако в среднесрочной перспективе зависимость от сырьевых рынков и бюджетной политики останется.
— Сырьевые регионы сохранят лидерство, в то время как регионы, зависящие от внутреннего потребительского спроса и госзаказа, могут столкнуться со стагнацией. Повышение налогов может сдерживать потребительскую активность, — полагает эксперт.
Косарева прогнозирует, что зарплаты по высококвалифицированным профессиям будут расти выше инфляции из-за ужесточающейся конкуренции за таких специалистов; также рост ожидается в строительстве и внутреннем туризме.
Михаил Меркулов предрекает дальнейшее ухудшение ситуации для работодателей до завершения активной фазы спецоперации и стабилизации экспортно-импортных расчетов. По его мнению, двузначная реальная инфляция в горизонте 2026 года сохранится, как и тренд на оптимизацию затрат на персонал.
— Он будет реализовываться через автоматизацию, роботизацию и сокращения с перераспределением функций уволенных на оставшихся сотрудников, — ожидает собеседник «Известий».