Переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Египтом временно приостановлены из-за экономических трудностей в республике, сообщили «Известиям» в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Москва, тем не менее, рассчитывает возобновить диалог с Каиром и призывает арабскую республику согласовать проведение нового раунда переговоров. Обсуждения идут примерно десять лет. Одновременно интерес к сотрудничеству с «пятеркой» проявляют не менее нескольких десятков зарубежных государств. Их привлекает доступ к рынку с более чем 180 млн покупателей, российские товары и перспективы взаимодействия с ЕАЭС, отмечают эксперты.
Почему затягивается заключение соглашения с ЕгиптомПодписание соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Египтом отложено на фоне сложной экономической ситуации в арабской республике.
— С Египтом пока мы на паузе из-за экономической ситуации в Египте. С Египтом пока нет, — заявил «Известиям» министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
Египет подал заявку на создание ЗСТ с ЕАЭС еще в 2015 году. С тех пор стороны провели несколько раундов переговоров, однако добиться конкретного результата не удалось, несмотря на неоднократные заявления союза о намерении поэтапно обнулять пошлины на большинство позиций.
Кроме того, Египет остается важным для России партнером, в том числе в области сельского хозяйства. В прошлом году товарооборот в агропромышленном комплексе увеличился на 20%. РФ в основном поставляет Египту пшеницу, растительные масла, нут и горох, а республика экспортирует фрукты и овощи, включая цитрусовые и картофель.
— Египту формат ЗСТ по-прежнему интересен, поэтому он не выходит из диалога и не выходил ранее, когда давление на республику со стороны западных стран было более последовательным и обстоятельным. В 2024 году товарооборот между странами превысил $9 млрд (+32%). За последние пять лет он вырос в 1,5 раза. Создание ЗСТ с ЕАЭС способно придать дополнительный импульс экономическому сближению, в том числе за счет снятия части торгово-экономических барьеров и синхронизации стандартов, — объяснил востоковед Леонид Цуканов.
По мнению эксперта, Каиру приходится учитывать во внешней политике риск недовольства США в случае слишком тесного сближения с ЕАЭС. Кроме того, на власти Египта действуют внутренние факторы — ущерб от региональной напряженности и снижение продовольственной безопасности. Это заставляет руководство республики опираться на уже существующие сети и усиливать экономические связи с привычными партнерами, такими как ЕС и США.
— Вторая сложность — техническая. Сторонам необходимо найти общий знаменатель по торгово-экономическим вопросам (включая законодательную составляющую регулирования), наладить контакты между таможнями, утвердить и принять необходимые стандарты. На это требуется время, и Каир постепенно движется к поставленной цели, — говорит Цуканов.
С какими странами у ЕАЭС уже есть соглашения о ЗСТВ настоящее время действуют соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, Ираном, Сингапуром и Сербией. В этом году были подписаны документы с ОАЭ и Монголией, однако они пока находятся на стадии ратификации.
Одновременно действующие соглашения регулярно пересматриваются и совершенствуются. Так, с Ханоем сейчас ведутся переговоры по обеспечению обмена информацией между таможенными службами.
— У нас уже с Вьетнамом торговля идет. На сегодняшний день вопрос стоит об обеспечении информационного обмена между таможенными органами для того, чтобы мы видели структуру торговли и в целом осуществляли контрольные мероприятия, аналитические инструменты, которые у нас есть, чтобы мы могли видеть наш потенциал для дальнейшего увеличения торговли между союзом и республикой, — говорит министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Данияр Иманалиев.
Переговоры о расширении числа государств в зоне беспошлинной торговли с ЕАЭС продолжаются постоянно. В частности, государства союза рассчитывают подписать соглашение с Индонезией на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) в конце следующей недели. Также ведутся переговоры с Индией.
— Первый раунд провели буквально две недели назад. Второй предварительно наметим на февраль, на его вторую половину. Будем заниматься подготовкой позиций, предварительной проработкой, — сказал Слепнев «Известиям».
По оценке заместителя директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Александра Королева, как минимум 40 стран сейчас заинтересованы в подписании с ЕАЭС соглашения о ЗСТ. Учитывая недавнюю динамику политических заявлений, следующими кандидатами для начала переговоров могут стать Тунис, Малайзия, Алжир, Камбоджа, полагает эксперт. ЕАЭС представляет собой большой и емкий рынок, дающий доступ более чем к 180 млн покупателей.
— Главный стейкхолдер в рамках ЕАЭС — это Россия. У РФ есть широкие экспортные возможности продукции, востребованной в странах, которые как раз и проявляют интерес к ЗСТ. Прежде всего это продовольственная продукция (от мороженой рыбы до пшеницы), далее это химическая продукция (удобрения), минеральное сырье, и в частности уголь. По факту государства, которые ищут возможности заключить соглашение о ЗСТ, в большей степени заинтересованы сотрудничать именно с Россией, — подчеркивает Королев.
Что касается выгод для нашей страны, то помимо расширения рынков сбыта это дает и возможность использовать государства-партнеры как хабы. Например, Египет мог бы служить точкой доступа для российских товаров на рынки ряда африканских стран, а ОАЭ — лакмусом для экспорта в ближневосточный регион.