Современные люди все чаще оказываются в состоянии, когда нет сил и заставить себя работать не выходит. Ничто не вдохновляет, а привычные удовольствия не возвращают жизненную энергию. О причинах этого явления и способах борьбы с ним «Известиям» 4 декабря пояснила психолог, индивидуальный и парный терапевт, супервизор, автор курсов для женщин, преподаватель МГИ Екатерина Емельянова.
«Попытки самодиагностики приводят к ложным выводам: «это у меня лень», а значит к бесплодным попыткам себя простимулировать и усилению чувства вины. А меж тем за описанным феноменом может стоять серьезная психологическая проблема, именуемая выгоранием, требующая принципиально другого подхода, чтобы еще больше не навредить», — предупредила она.
Если говорить о лени, то это не обязательно признак психического сбоя — скорее указание на неурегулированный внутренний конфликт. При наличии энергии человек может не находить мотивации или совпадения с системой ценностей, чтобы совершить требуемое действие. К примеру, выполнение кредита или отчета кажется ему бессмысленным, и он перенаправляет силы на то, что воспринимает как более значимое и интересное — например, начинает читать книгу или встречается с друзьями.
Еще одним способом разрешения внутреннего конфликта может быть лень: одна часть личности стремится к реализации и признанию, другая боится возможной неудачи. Не выдержав напряжения между этими частями, человек подавляет одну из них, и лень в таком случае служит удобным посредником, позволяющим избежать риска ошибки.
Следовательно, признаком лени является сохранная жизненная энергия, но ее перераспределение в пользу дел, которые не совпадают с тем, что «надо делать».
«Чтобы обработать лень как сигнал организма, полезно обратиться к себе с вопросами: в какой потребности я не признаюсь, от принятия какого решения уклоняюсь, какую ответственность не желаю нести? При сопровождении опытного специалиста, помогающего заметить правдивые ответы, проблема вокруг лени может быть разрешена», — объяснила психолог.
Когда речь идет о выгорании, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально рассматривает его как следствие продолжительного рабочегo стресса, который не удалось преодолеть. Кроме того, выгорание — это синдром и динамический процесс, отличительной особенностью которого по МКБ-11 является чувство истощения энергии или изнеможения.
К этому добавляется рост эмоциональной отстраненности от работы и негативное либо циничное отношение к ней. Вы замечаете, что становитесь равнодушны к обязанностям и людям, с которыми работаете.
«В случае помогающих профессий может казаться, что клиенты/пациенты заслуживают своих проблем и страданий. Со временем это пренебрежительное отношения разворачивается и на личные потребности», — отметила Емельянова.
Субъективно человек может ощущать, что ничего не достиг и что труд не приносит результатов. Эти переживания подпитываются сомнениями в собственной и командной продуктивности. Причины при этом могут крыться не в недостатке умений, а в системных проблемах: отсутствии позитивной обратной связи, постоянной чрезмерной критике, неясных критериях успеха или недостатке положительных примеров среди коллег и руководства.
В такой обстановке любая трудность воспринимается как доказательство собственной несостоятельности, что подтачивает веру в себя. На развитие выгорания также влияет ощущение несправедливости между вложенными усилиями и получаемыми результатами.
«Золотым стандартом» для измерения выгорания на сегодняшний день является опросник Maslach Burnout Inventory (MBI), оценивающий синдром выгорания в соответствии с Международной классификацией болезней и используемый по разным данным в 78–90% исследований.
В отличие от лени, выгорание затрагивает все сферы жизни: теряется интерес к общению, хобби и прежним увлечениям, и любая активность начинает требовать чрезмерных усилий. Выходные не приносят облегчения, отпуск тоже не помогает.
«Поэтому лучше, чем долго и возможно с помощью фармакологической поддержки решать проблемы выгорания со специалистами, своевременно заниматься их профилактикой. А именно — брать на себя адекватную силам нагрузку, своевременно организовывать отдых и запрашивать помощь, пересмотреть свои убеждения, которые побуждают относиться к себе функционально, игнорируя чувства и потребности», — подытожила специалист.
20 ноября исследование ученых Университета Сент-Луиса показало, что люди старше 50 лет, страдающие одновременно от депрессии и бессонницы, значительно чаще сталкиваются с болезнью Альцгеймера и другими формами деменции. Ученые проанализировали медицинские записи порядка 2 млн пациентов.