Тайвань неожиданно для многих стал точкой раздора уже не только между Соединенными Штатами и Китаем. Вожделенный и самый большой китайский остров теперь привел к распрям между Токио и Пекином. Размолвка началась со слов нового японского премьера Санаэ Такаити, сказанных в ходе парламентских дебатов. Политик заявил, что возможный военный кризис в Тайваньском проливе будет представлять «экзистенциальную угрозу», которая способна вынудить Японию воспользоваться «правом на коллективную самооборону». Этими словами японский лидер подтвердил готовность Токио принять участие в потенциальной антикитайской военной коалиции во главе с Соединенными Штатами в случае войны за контроль над островом. Китай не стал молчать и сделал ряд жестких и не менее внушительных заявлений. «Известия» попытались разобраться в историческом наследии в отношении двух стран и потенциале реального вооруженного конфликта.
Красная черта в районе ТайваняНакануне новый японский премьер Санаэ Такаити заявил в парламенте страны, что Токио может воспользоваться правом на самооборону в случае обострения конфликта вокруг Тайваня. Учитывая щепетильность и болезненность для китайского общества и власти темы, ответ со стороны Пекина не заставил себя ждать. Последовало резкое представление МИД КНР, а генеральный консул в Осаке Сюэ Цзянь на своей странице в соцсети Х (запрещена в РФ) даже пригрозил «отрубить голову» японскому премьеру. Позже данная запись была удалена ее автором, однако волны негодования прокатились уже в Японии. В социальных сетях двух стран началась настоящая «священная война» за историю. Китайцы начали вспоминать поведение японцев, те отвечали аналогично. А китайский МИД официально заявил, что «Токио пересек красную черту». Стоит иметь в виду, что заявление японского премьера Такаити было первым в истории, когда Токио занял такую враждебную позицию в отношении Китая по вопросу Тайваня.
За пределами Азии мало кто помнит, но Тайвань с 1895 по 1945 год находился под властью Японии. Но сами китайцы и японцы прекрасно знают об этом драматичном периоде истории. Для китайцев это эпоха позора и трагедии, для японцев — славные и героические страницы величия империи. А с 1949 года Тайвань управляется собственной администрацией, когда на остров бежали остатки сил Гоминьдана во главе с Чан Кайши, потерпевшие поражение в гражданской войне в Китае.
С тех пор Тайбэй сохраняет флаг и некоторые другие атрибуты прежней Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти коммунистов. Согласно официальной позиции Пекина, поддерживаемой большинством стран, включая Россию, это один из регионов Китайской Народной Республики. При этом на самом острове очень сильны сепаратистские настроения. Большинство тайваньцев, особенно молодежь, убеждены в неизбежности и необходимости полной независимости от коммунистического Китая.
Достаточно сложно вспомнить две другие страны в мире, которые имели бы столь близкие культурные и цивилизационные связи, но находились бы в столь напряженных отношениях. История японо-китайских отношений очень богата, но в то же время омрачена большим количеством конфликтов, войн, оккупаций и массовой резни. Две страны многое взяли друг у друга в культурном и религиозном плане, однако это не помешало им стать историческими недругами, а иногда и непримиримыми врагами.
Общая история войн, конфликтов и резниПервый современный крупный конфликт между двумя странами произошел в 1894–1895 годах. Падающая и находящаяся на грани распада Китайская империя потерпела поражение от растущей и прошедшей модернизацию по американскому и отчасти немецкому образцу Японии. В 1937–1945 годах слабый и раздираемый внутренними противоречиями Китай стал удобной целью для могущественной, агрессивной милитаристской Японии, союзника Третьего рейха.
В Китае этот конфликт называют Войной сопротивления китайского народа японской агрессии, а в мире — Японо-китайской войной, которая была частью Второй мировой войны. Японская императорская армия открыто применяла химическое и бактериологическое оружие, совершив на китайской территории множество военных преступлений. Печально известная Нанкинская резня в 1937 году, когда японскими военными было уничтожено несколько сотен тысяч китайцев, стала тяжелейшей травмой для Пекина и непреодолимым препятствием во взаимоотношениях между странами. Память об унижении, резне и расправах в отношении мирных жителей глубоко укоренилась в современном Китае. Следовательно, официальная пропаганда, медиа и ставший очень популярным в стране и в Азиатском регионе китайский кинематограф показывают японцев и Японию исключительно с негативной стороны. А современные китайцы, в том числе и дети, даже отрабатывают на одетых в японскую форму манекенах приемы рукопашного боя.
В Японии отношение к китайцам не лучше. Пекин демонстрируется в японских медиа и поп-культуре исключительно с негативной стороны. Японцы показывают современный Китай как агрессивное коммунистическое общество, которое активно вооружается и ворует технологические разработки Японии и Соединенных Штатов.
Одним словом, отношения между Пекином и Токио можно назвать враждебными, а широкие слои населения в обеих странах относятся к соседу с большим недоверием, а иногда и с презрением.
Олигархи противГлавный научный сотрудник Центра современного Китая Института востоковедения РАН Андрей Островский в беседе с «Известиями» обратил внимание на то, что военный и политический потенциал двух стран очень разный.
— Потенциал Китая значительно больше. А США настроены на экономическое сдерживание Китая, а не на военное, — подчеркнул он.
Эксперт сомневается, что нынешнее обострение приведет к военному конфликту, и счел, что его стоит рассматривать в контексте долгой и исторически обоснованной нелюбви двух стран и народов.
— По большому счету ни Япония, ни Китай не заинтересованы в военном конфликте. Но обострения время от времени происходят. Что касается тайваньского вопроса, то оно может произойти только тогда, когда остров объявит о своей независимости, — отметил эксперт.
Китайские и японские медиа активно пишут на тему возможного конфликта двух стран. Общим местом в публикациях является то, что Китай, несмотря на рост военного потенциала, сейчас испытывает внутренние экономические и социальные трудности — открывать новый фронт при таких условиях было бы рискованно, пишут японские медиа.
При этом китайцы подчеркивают, что Япония, хоть и наращивает оборонную мощь, сильно отстает, да и географически крайне уязвима: остров, который зависит от морских путей снабжения и который китайский военно-морской флот может без особого труда блокировать. При этом стоит учитывать, что у Токио есть могущественный союзник в лице Соединенных Штатов, у которого несколько военных баз на японской территории.
С тезисом о том, что Китай и Япония не собираются воевать друг с другом, солидарен директор Центра политической информации, военный эксперт Алексей Мухин. По словам эксперта, в Азии к словам Такаити не стоит относиться так серьезно.
— Японские олигархи, которые платят политикам и за политику, глубоко интегрированы в китайскую экономику, и им не выгодна полномасштабная война с Пекином. Поэтому громкие заявления заявлениями, однако реальная политика совершенно другая. Японский бизнес имеет серьезное присутствие в Китае. Нагнетание обстановки будет продолжаться, но без открытого крупного конфликта, — резюмирует он.