Советские пистолеты и пистолеты-пулеметы, антикварные книги, старинные деньги и якоря находили волонтеры при очистке берегов по всей России с 2023 года. Об этом рассказали «Известиям» в Аналитическом центре Минприроды. Оружие следует сдать в полицию, а исторические находки в музей, напомнили эксперты. При этом, если этого не сделать, ответственность может быть не только административной, но и уголовной. Что еще обнаружили волонтеры и в каких случаях можно оставлять находки себе — в материале «Известий».
Что находят волонтерыПочти 95 тыс. куб. м мусора — это примерно 38 олимпийских бассейнов — убрали с берегов морей и рек в 2025-м волонтеры в рамках всероссийской акции «Вода России». Как сообщили «Известиям» в Аналитическом центре Минприроды России, в этом году к акции присоединились более 1,3 млн человек, тогда как в 2019-м участие приняли чуть более 900 тыс. волонтеров.
Среди необычных находок — например, в Рязани обнаружили пистолет ТТ («Тульский Токарев»), созданный советским конструктором Федором Токаревым. Оружие передали в полицию, уточнили кураторы акции. А школьник из Сахалинской области нашел стеклянный медицинский флакон из Японии, которому около ста лет. После консультации с японистами выяснилось, что аптека, выпускавшая его, работает и сегодня.
— Я с родителями поехал на море после сильного шторма. Во время уборки случайно увидел, как в воде что-то блеснуло. Это оказалась маленькая бутылочка с японскими иероглифами. Родители нашли экспертов, которые помогли нам узнать ее примерный возраст, — рассказал 12-летний волонтер.
Он добавил, что находку отдали в музей.
Другой пример — дайверы Олег Анненков и Алексей Чекаданов во время субботника подняли со дна реки Сейм под Рыльском четыре пистолета-пулемета Шпагина.
— В 1943 году под Рыльском шли бои с фашистами за плацдарм, поэтому волонтеры были готовы к необычным находкам, — рассказали организаторы акции. — Кроме обрывков сетей, раколовок и оружия времен ВОВ подняли со дна еще старый якорь от навигационного буя.
Среди других находок из глубин — банка с сохранившимися советскими монетами, книги XIX века на французском языке, цветной телевизор времен СССР.
Однажды волонтеры даже вызволили тритона из заточения.
— В Тункинском национальном парке (Бурятия. — Ред.) добровольцы во время мероприятия обнаружили в стеклянной банке сибирского углозуба, относящегося к виду тритонов. Волонтеры достали углозуба из заточения и отпустили его на волю, — поделились организаторы акции.
Не каждый клад можно оставить себе«Известия» изучили торговые площадки и узнали, какую примерную ценность представляют дары из глубин российских водоемов.
Так, стоимость книг XIX века колеблется от 1,5 тыс. до 70 тыс. рублей. А цена за редкие коллекционные монеты в хорошем состоянии достигает и 50 тыс. Впрочем, во многих случаях стоимость носит условный характер и зависит от того, сколько денег коллекционеры готовы отдать за товар.
Далеко не всегда можно оставить себе найденную вещь, рассказал «Известиям» юрист Евгений Стеганцев.
— Если владельца невозможно установить, то она поступает в собственность владельца участка и нашедшего лица в равных долях, — отметил он.
По словам юриста Марины Старчак, в законодательстве прописано, какие действия должен выполнить человек при находке артефакта.
— Если нашедший ценную вещь получил ее случайно, то закон обязывает его обратиться в местные органы полиции или прокуратуры. Предварительно необходимо сделать фото самой вещи, а также места ее нахождения, составить опись, желательно найти свидетелей для подписания акта о находке, — рассказала она.
Согласно ст. 233 Гражданского кодекса РФ, кладом считаются ценные предметы, зарытые в земле или спрятанные иным способом. При этом важно, чтобы собственника невозможно было установить.
— Если клад имеет культурно-историческую ценность, то по закону он принадлежит государству. Нашедший имеет право получить 50% от стоимости вещи после оценки экспертизы, которая проводится после передачи ценной вещи в государственные органы, — добавила Марина Старчак.
По ее словам, за сокрытие находки предусмотрена административная и даже уголовная ответственность — в зависимости от ценности предмета.
Однако, как подчеркнула эксперт, к ответственности не привлекут за находку мелких денег и предметов, которые не являются культурными ценностями. Например, современные ювелирные изделия можно забирать себе, если в них отсутствуют драгоценные металлы и камни.
— Вы можете свободно распоряжаться этими предметами — продавать, дарить или передавать по наследству. Для того чтобы убедиться в отсутствии исторической или культурной ценности, нужно обратиться к независимым экспертам, — добавила юрист.
Одна выброшенная салфетка вредит всей экосистемеПо словам эколога и члена всероссийского экологического движения «Экосистема» Максима Токарева, даже выброшенная салфетка может иметь губительные последствия для всего океана.
— Может показаться, что одна влажная салфетка, оставленная на берегу, не навредит целому океану. Но на деле она способна запустить цепную реакцию: отравить воду, попасть в желудок животных и привести к их гибели. Всё это разрушает хрупкое равновесие экосистем, — подчеркнул эксперт.
По его словам, наибольший вред водным объектам наносят промышленные и твердые коммунальные отходы, но больше всего страшен пластик.
— Пластиковые отходы, особенно пакеты, бутылки и крышки — несут двойную угрозу. Морские обитатели часто принимают их за пищу, что приводит к их гибели. Также животные запутываются в них, теряя возможность плавать и охотиться, — добавил эколог.
Он подчеркнул, что любой мусор в воде потенциально смертелен для жителей глубин. В качестве примера эколог приводит птиц, которые кормят птенцов пластиковыми крышечками. А также черепах, принимающих пакеты за медуз. Или дельфинов, запутавшихся в выброшенных рыболовных сетях.
По словам эколога, именно океан производит больше половины нашего кислорода, и последствия самых маленьких ошибок могут приводить к глобальным проблемам.