Посольство Пакистана в Москве сообщило «Известиям», что страна намерена расширить применение бартерной торговли с Россией на все сектора экономики. На данный момент этот механизм действует преимущественно в продовольственной сфере. Ранее Москва и Исламабад успешно наладили обмен сельскохозяйственной продукцией: Россия поставляет нут и чечевицу, а в обратном направлении идут мандарины и рис. Теоретически бартер может быть использован и для поставок энергоресурсов, однако, по сведениям «Известий», это сейчас вряд ли осуществимо. На развитие таких схем влияют американские санкции против российских энергетических компаний, а также необходимость модернизации пакистанских НПЗ, которые не очень приспособлены к переработке тяжелой российской нефти.
Россия и Пакистан развивают бартерВ ближайшем будущем Москва и Исламабад могут расширить торговое взаимодействие, в том числе увеличить ассортимент поставок по бартерным схемам. По крайней мере, Исламабад проявляет к этому заинтересованность, узнали «Известия».
— Пакистан намерен продолжать бартерную торговлю всеми товарами, а не только продуктами питания, — заявили «Известиям» в посольстве этой страны в Москве.
В Пакистане уже существует нормативный акт, облегчающий проведение бартерных операций. Кроме того, власти убрали ограничения на экспорт некоторых товаров с целью стимулирования бартерной торговли как между компаниями, так и на уровне государств. Расширение бартерного обмена могло бы осуществляться и через поставки российских энергоресурсов. Сам пакистанский истеблишмент допускал такую возможность. «Однозначно, энергоресурсы могли бы стать товаром в бартерной торговле между Россией и Пакистаном. Это касается и крупных российских компаний, например «Лукойла», — говорил ранее министр приватизации, инвестиций и коммуникаций страны Абдул Алим Хан.
Тем не менее сейчас реализация таких планов маловероятна, сообщили «Известиям» информированные источники. На это влияет недавнее введение американских санкций. Кроме того, интерес к бартеру возник как способ избежать рисков вторичных санкций и из-за дефицита надежных механизмов для проведения платежей. О трудностях с транзакциями сообщали и в министерстве торговли Пакистана.
— Если говорить про энергоресурсы, то проблема даже не в платежах или в том, что им нечего предоставить в обмен на энергоресурсы, а в том, что пакистанцы не умеют перерабатывать российскую нефть на своих НПЗ. Они строились для обработки ближневосточной нефти, в частности, из Ирана и стран Персидского залива, — сказал «Известиям» эксперт клуба «Валдай», младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Глеб Макаревич.
Нефтеперерабатывающие заводы Пакистана изначально ориентированы на обработку более легких, низкосернистых сортов нефти, тогда как российская нефть по своим характеристикам относится к более тяжелым.
На данном этапе бартер закрепился в сфере продовольствия. Год назад Россия и Пакистан подписали первые в современной истории двух стран бартерные соглашения. Меморандум о взаимопонимании был подписан на первом пакистано-российском торгово-инвестиционном форуме 1 октября 2024-го. В форуме участвовали крупные пакистанские компании из разных секторов: помимо пищевой отрасли, это фармацевтика, сельское хозяйство, текстиль, логистика и туризм. Совокупный экспорт этих компаний в разные страны оценили в $500 млн. Российский бизнес на форуме представляли более 100 компаний из Москвы и регионов. В мероприятии очно приняли участие представители российского госсектора — Минпромторга, Минсельхоза, Минэка, Роспотребнадзора, а также представителей банковской сферы. По итогам стороны договорились о бартере нута, риса, мандаринов, картофеля и чечевицы.
— Помимо продуктов питания, Пакистан может предложить для бартерной торговли кожаные изделия, фармацевтическую продукцию, хирургические инструменты, текстиль и спорттовары, например футбольные мячи. В энергетическом секторе Пакистану необходимы сжиженный нефтяной газ и сырая нефть при условии модернизации НПЗ, — рассказал «Известиям» директор по исследованиям Исламабадского института политических исследований (IPRI) Рашид Вали Джанджуа.
Наряду с санкционными барьерами существуют и прочие сложности: требуется регистрация участников сделки, а затем получение разрешений от торговых палат и правительственных органов, подчеркнул эксперт.
Перспективы отношений России и ПакистанаДля России и Пакистана важно развивать расчеты в национальных валютах. Это позволяет по возможности защитить торговлю от внешних экономических потрясений, в том числе от санкций, и снизить зависимость от доллара. Доля рубля, пакистанской рупии и валют дружественных стран в расчетах между Россией и Пакистаном уже составляет около 80%, что подтверждает уменьшение роли доллара и евро в двусторонней торговле.
О действенности таких инструментов свидетельствует и рост объема двусторонней торговли: в 2023 году товарооборот достиг $1,1 млрд, тогда как два года назад он был на уровне $697 млн. Это пока скромные цифры с учетом населения двух стран — в России более 140 млн человек, в Пакистане свыше 240 млн — но они указывают на значительный потенциал. Увеличение объема торговли произошло главным образом за счет возросшего импорта российского топлива: Пакистан стал больше закупать сырую нефть из РФ по сниженным ценам, что фактически обозначило отход от прежней зависимости от ближневосточных поставщиков.
По словам посла РФ в Пакистане Альберта Хорева, стороны продолжают работать над крупными экономическими проектами, включая реконструкцию Карачинского металлургического завода в провинции Синд. Эти вопросы будут обсуждаться на заседании российско-пакистанской межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в Исламабаде уже на следующей неделе.
Торгово-экономические связи — не единственная область взаимодействия Москвы и Исламабада. Стороны расширили кооперацию в борьбе с терроризмом и в гуманитарной сфере. Россия и Пакистан координируют позиции на международных площадках, например в ШОС. Лидеры двух стран регулярно встречаются в рамках саммитов организации. После переговоров в Астане в 2024 году Владимир Путин и Шахбаз Шариф договорились расширить сотрудничество в торговле, энергетике и сельском хозяйстве. Это начало реализуется на практике. А спустя год, в Пекине, Путин пригласил пакистанского лидера посетить Россию. Шариф давно не бывал в РФ, и, приняв приглашение российского президента, отметил, что хотел бы предаться «воспоминаниям юных дней».
— В каждом российско-пакистанском диалоге присутствует устойчивая формула: между Россией и Пакистаном, к сожалению, нет стратегических отношений, но есть дружеские. И наша цель заключается в том, чтобы искать какую-то основу для этих стратегических отношений, — уточнил Глеб Макаревич.
Эксперт также считает, что мощный толчок для углубления российско-пакистанского сотрудничества могли бы дать инвестиции в реконструкцию нефтеперерабатывающих предприятий в Пакистане — не обязательно со стороны российских компаний. После обновления НПЗ возможно будет строить более тесные торгово-энергетические связи с Россией. Пока же обе страны продолжают искать новые пути для совместной работы.