Действия блока AUKUS, включающего Австралию, Великобританию и США, повышают уровень рисков в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщили «Известиям» российские дипломаты. Япония наращивает взаимодействие с членами альянса, а Южная Корея согласовала с США строительство атомной подводной лодки — шаг, который уже вызвал резкую реакцию со стороны КНДР. Эксперты полагают, что вместе с Австралией и Кореей в программу по наращиванию атомного флота может подключиться и Токио. В результате другие государства региона вынуждены учитывать появившиеся возможные угрозы. Дополнительно обстановку в АТР осложняют локальные конфликты, в частности обострение между Камбоджей и Таиландом.
Страны AUKUS дестабилизируют АТРСмена руководства в ряде ключевых государств привносит в обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе тревожные тенденции. В частности, активность оборонного альянса AUKUS, включающего США, Великобританию и Австралию, усиливается — как внутри этой группы, так и по направлению к потенциальным партнёрам. Лидирующую роль по-прежнему играет Вашингтон, который еще при администрации Джо Байдена начал формирование сети проамериканских объединений в регионе.
AUKUS — один из ключевых элементов «индо-тихоокеанской стратегии» США, нацеленной на обеспечение их военно-политического и экономического превосходства в АТР, подчеркнул в беседе с «Известиями» посол РФ в Японии Николай Ноздрев. По его словам, нет оснований полагать, что Дональд Трамп утратил интерес к подобным мини-альянсам.
— Не приходится сомневаться, что усилия по проецированию силового потенциала этой группировки стран (AUKUS. — Ред.) будут наращиваться, повышая риски дальнейшей дестабилизации в АТР, — сказал посол.
В течение нескольких недель Дональд Трамп принимал в Белом доме премьер-министра Австралии Энтони Альбанезе. Президент США подтвердил намерение развивать связи с союзниками по альянсу и пообещал Канберре ускорить передачу атомных подлодок — это ключевая и основная задача альянса, именуемая AUKUS Pillar 1. За предоставление субмарин Австралия заплатит $368 млрд. «У нас лучшие подводные лодки в мире, и мы строим еще несколько, и сейчас мы начинаем всё это с Энтони [Альбанезе]», — сказал Трамп, заверив, что стороны долго работали над этим вопросом и потому начинают процесс «прямо сейчас».
А в сентябре Австралия и Япония детально обсудили дальнейшие общие перспективы участия в AUKUS. Стороны провели очередные консультации в формате «2+2», то есть на уровне глав МИД и обороны.
Япония пока не стала полноправным членом альянса, но уже тесно сотрудничает с ним в рамках расширенной программы AUKUS Pillar 2. Это предполагает совместную работу в областях кибербезопасности, квантовых технологий, гиперзвукового оружия и средств РЭБ. В Токио официально пока не объявляли о вступлении в этот формат, однако очевидно, что взаимодействие развивается. В частности, в июле Япония впервые присоединилась к экспериментальным учениям Talisman Sabre 2025 в рамках проекта AUKUS Pillar 2 Maritime Big Play, где США, Великобритания и Австралия испытывали подводную акустическую связь. Ранее Токио участвовал в таких маневрах только как наблюдатель.
— Токио прямо заявляет о стремлении интенсифицировать оборонное сотрудничество с AUKUS, особенно в области передовых военных технологий, руководствуясь тем, что это позволит укрепить коллективные возможности «сдерживания» КНР, — отметил Николай Ноздрев.
О планах официально пригласить Японию в альянс в США прямо намекнули еще в апреле 2024 года. Через несколько недель о возможном сотрудничестве с AUKUS начала говорить и Южная Корея. В то время в минобороны РК сообщили, что рассматривают обмен военными технологиями.
Будет ли создано азиатское НАТОИдея альянса привлекает внимание ряда азиатских государств тем, что в его рамках можно делиться военными наработками, поясняет старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Олег Казаков. Для Японии и Республики Корея это представляет собой важный интерес, поскольку они наращивают расходы на оборону в ответ на рост угроз, которые они декларируют со стороны КНДР и КНР. Существенную роль здесь играет и стремление президентов США — как предыдущего, так и нынешнего — формировать союзы против Китая, в результате чего давно складывается треугольник США — Япония — Южная Корея.
Таким образом, партнеры Вашингтона постепенно создают базу для расширения AUKUS или создания похожих форматов. Наиболее активной в этом направлении пока выглядит Япония. Новый премьер Санаэ Такаити взяла курс на милитаризацию страны — формируется национальная система обороны, в рамках которой могут появиться новые структуры, например Национальное разведывательное управление. Сегодня разведывательные функции распределены между такими ведомствами, как МИД, минобороны, полиция и минюст.
— Очевидно, что Япония существенно активизирует усилия по всестороннему укреплению военных связей с заинтересованными странами под прикрытием мнимых угроз со стороны России, КНР и КНДР, — заявил «Известиям» российский посол.
Южная Корея также может сделать шаг в сторону новых оборонных связей. На АТЭС Дональд Трамп и новый корейский лидер Ли Чжэ Мен договорились о строительстве для РК атомной подводной лодки на американских верфях, а буквально несколько дней назад были достигнуты конкретные соглашения. Это может стать переломным моментом и подтолкнуть Японию к участию в подобных инициативах.
— Япония осторожно подходит к перспективе сотрудничества по «первому компоненту» AUKUS, что во многом связано с внутриполитическими факторами, в том числе, сохранению трех «неядерных принципов». В то же время идея оснащения подводных лодок атомными двигателями неоднократно озвучивалась как на экспертном уровне, так и, в частности, недавно прозвучала из уст нового министра обороны, — отмечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИКСА РАН Ольга Добринская.
Эксперты допускают, что Токио и Сеул могут быть включены в программу развития атомного флота AUKUS.
— Россия и особенно Китай уже выражают озабоченность, против кого направлено строительство атомного подводного флота, тем более что внешняя политика КНР считается одной из причин существования AUKUS. В итоге подводных лодок еще нет, а проблемы уже есть, — обращает внимание ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Константин Асмолов.
В КНДР уже высказали недовольство планами США и Республики Корея. По данным государственного агентства ЦТАК, намерение РК построить атомную подлодку может привести к дестабилизации военной обстановки на Корейском полуострове и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Нарастающую нестабильность в АТР наглядно демонстрируют периодически вспыхивающие локальные конфликты. Одним из таких примеров стала недавняя эскалация между Камбоджей и Таиландом.
— К сожалению, наблюдается деградация общей обстановки в АТР. Очевидно, что многие территориальные разногласия в регионе — наследие колониальной политики Запада, и данный спор не стал в этом смысле исключением, — сказали «Известиям» в посольстве РФ в Пномпене.
Конечной стадией милитаризации региона может стать так называемое азиатское НАТО — эта идея иногда находит поддержку в японских или южнокорейских политических кругах, однако до практической реализации этого проекта, по мнению экспертов, еще далеко.