Москва не получала от Киева официального уведомления о прекращении переговорного процесса, заявил «Известиям» посол МИД РФ Родион Мирошник. При этом украинская сторона получила все документы и предложения, включая проект меморандума, который мог стать основой для урегулирования. Тем временем Владимир Зеленский пытается заручиться новой поддержкой у европейских партнеров. С Грецией Украина договорилась о поставках СПГ, а с Францией заключила соглашение в области авиации. Всё это происходит на фоне коррупционного скандала на самой Украине.
Состояние переговоров России и УкраиныРоссия не получала от Украины официального уведомления об остановке переговоров, заявил «Известиям» посол МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник. Но фактически действия Украины свидетельствуют именно о том, что официальный Киев не намерен возобновлять этот процесс в ближайшее время.
— Во-первых, это [понимание] основано более чем на 100-дневном перерыве, паузе, которая была взята Украиной после третьего тура стамбульских переговоров. А после этого было официальное заявление спикеров украинского министерства иностранных дел о том, что они выходят из этого процесса. Но никаких официальных действий [по дипломатическим каналам они не предпринимали], — сказал дипломат.
12 ноября первый замглавы МИД Украины Сергей Кислица в интервью The Times заявил о приостановке переговоров с Москвой в 2025 году. Решение Киева он объяснил отсутствием результатов.
Третий и последний раунд прямых переговоров между Россией и Украиной прошел 23 июля 2025 года в Стамбуле. В промежутке между первой и второй встречами — с 16 мая по 2 июня — стороны обменялись меморандумами о мире.
РФ в своем документе выдвигала несколько требований. Из основных — международно-правовое признание новых регионов, вывод украинских войск из областей, вписанных в российскую Конституцию, нейтральный статус для самой Украины и ограничение численности войск.
Киев со своей стороны не признавал за РФ занятые территории, не давал обязательств по нейтральному статусу и численности своей армии, а также требовал от Москвы полного и безусловного прекращение огня. Предложение российской стороны Украина называла «ультиматумом», а Россию упрекала в якобы «недостаточно серьезном отношении к переговорам».
— Украина получила все документы, которые были предоставлены с нашей стороны. То есть проект меморандума, соответствующие предложения, которые могли стать и должны были стать основой для дальнейшей дискуссии. Но она не предоставила никакой [реакции] со своей стороны, — подчеркнул Мирошник.
Еще до первого раунда переговоров в мае Зеленский заявлял, что Москва «недостаточно серьезно относится к переговорам». Во время контактов он называл положения российского меморандума «ультиматумом».
Несмотря на общий фон событий, контакты в Стамбуле привели к определенным результатам. Москва и Киев провели несколько обменов военнопленными, а также телами погибших военных. Даже после приостановки переговоров — 16 ноября — Зеленский отдельно сослался на «стамбульские соглашения» как на рамку для крупного обмена и заявил, что Киев работает еще над одной сделкой.
11 ноября секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Рустем Умеров, который был главой украинской делегации на переговорах с РФ, сообщил, что находится в Стамбуле «для новых встреч по вопросу обмена пленными». Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков не стал комментировать эту информацию.
Обмен военнопленными проводится не напрямую, а при посредничестве, отметил Мирошник. Его очень легко сорвать, поэтому известно о нем станет только постфактум. При этом Москва сейчас не имеет даже непрямых каналов связи с Киевом.
— Иметь какие-то каналы, где есть военная диктатура, это опасно в первую очередь для людей, которые там находятся. Поэтому в данном случае речь не идет о том, чтобы можно было работать с какими-то оппозиционными партиями или еще кем-то, тем более что никакой пророссийской оппозиции на Украине на сегодняшний день нет, ее активно вытравили, — подчеркнул дипломат.
Украина полностью не прерывала контакты по обмену пленными, потому что это политически выгодно, заявил «Известиям» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. Украинское руководство не хотело бы показывать, что оно не хочет обменивать своих людей, поэтому процесс продолжается.
Европейское турне ЗеленскогоВозвращения к вопросам, связанным с урегулированием, в ближайшее время ожидать не стоит. Об этом, в частности, свидетельствует европейское турне Зеленского. 17 ноября президент Украины прибыл в Париж, где его принял Эммануэль Макрон. Стороны подписали, как заявляют СМИ, «историческое соглашение» по авиации и ПВО.
Французские СМИ заявляют о 10-летнем стратегическом авиационном соглашении, которое откроет дорогу к формированию у Украины парка до 100–250 современных боевых самолетов. Телеканал LCI передает, что Киев объявил о покупке 100 самолетов Rafale, отдельно также обсуждаются системы ПВО SAMP/T и совместные проекты в сфере беспилотников.
18 ноября Зеленский будет в Испании. В Мадриде он встретится со спикером нижней палаты парламенте Франсиной Арменголь, председателем сената Педро Ролланом и премьером Педро Санчесом. На повестке будут всё те же системы ПВО и вопросы энергетики и инфраструктуры в преддверии зимы. Тема поставок энергоресурсов была на повестке встречи Зеленского и с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом 16 ноября. Политики объявили о сделке по поставкам американского СПГ через Грецию для покрытия зимних потребностей Украины.
Европейцы будут по-прежнему делать ставку на экономическое давление на Россию этой зимой, полагает Дмитрий Солонников. Торговые тарифы для стран, закупающих у Москвы энергоресурсы, и новые пакеты санкций служат именно этой цели. 17 ноября президент Финляндии Александр Стубб заявил, что сесть за стол переговоров с Россией Европе удастся не раньше февраля-марта 2026 года.
Несмотря на коррупционный скандал в сфере энергетики, Европа всё равно демонстративно делает ставку на его фигуру, отметил политолог Юрий Светов.
10 ноября антикоррупционные органы страны заявили о хищении около $100 млн в госкорпорации «Энергоатом» — ключевой энергетической компании страны. В деле фигурируют высокопоставленные чиновники и давний соратник Зеленского — Тимур Миндич. В Брюсселе и столицах ЕС это назвали «очень серьезным» и «крайне неудачным по времени» ударом по репутации Киева.
По мнению Светова, этот скандал не остановит Брюссель от поддержки Киева. Расчет европейцев строится на том, что в конце концов часть расходов на Украину будут покрыты конфискацией замороженных российских активов, резюмировал эксперт. Хотя пока согласовать «репарационный кредит» странам ЕС не удается, не говоря уже о полной конфискации российских средств.
Впрочем, Брюссель пытается найти и другие источники финансирования. Глава Еврокомиссии предложила странам ЕС предоставить Украине от 0,16% до 0,27% их ВВП в 2026–2027 годах (не менее чем €45 млрд в год), говорится в опубликованном газетой Politico письме главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен руководителям стран ЕС.