Советник председателя Банка России Кирилл Тремасов заверил, что расхождения с прогнозом по инфляции в этом году будут незначительными. «Известия» попытались выяснить, как отразится повышение НДС на инфляции и когда этот эффект станет заметен.
Меньше процентаПо оценкам Банка России, влияние предстояшего увеличения НДС в следующем году составит около 0,8 п.п. В основном этот эффект проявится в январе 2026 года.
Общий прогноз ЦБ на следующий год остается в силе, так как на данный момент нет иных существенных переменных для корректировки. Отклонения инфляции в текущем году советник председателя Банка России Кирилл Тремасов на коммуникационной сессии с представителями регионального бизнеса в Екатеринбурге охарактеризовал как небольшие.
Опрошенные эксперты считают, что прогноз о кратковременном «январском» эффекте выглядит оптимистично. Так, заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института Гайдара Евгений Горюнов полагает, что воздействие повышения НДС скорее растянется на весь I квартал 2026 года.
«Инфляционные ожидания населения кратковременно подрастут и потом постепенно снизятся», — говорит он.
Горюнов в целом соглашается с оценкой Тремасова и оценивает вклад НДС в инфляцию за 2026 год в 0,5-0,8 п.п.
Как отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая, влияние будет связано не только непосредственно с повышением ставки с 20% до 22%, но и с сопутствующими изменениями. «В частности, меняются условия его начисления для предприятий на УСН, отменяется льгота по НДС по операциям обслуживания банковских карт».
Мультипликативный эффектЗаместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко полагает, что оценка вклада в 0,8 п.п. занижена.
— Влияние на себе ощутит вся экономика — даже в категории товаров, облагающихся льготным НДС 10%. Дело в том, что цены на товары и услуги поставщиков будут пересмотрены в большую сторону на всей товарной цепочке, в услугах (например, транспортных), на все материалы и расходники и т.д., — комментирует она.
Изменения в нормативной базе затронут и импортеров, добавляет финансист.
— Для них появится обязанность учитывать НДС авансом. Что предполагает высокую финансовую нагрузку и более тщательное планирование. Речь не только о тех, кто покупает товары за рубежом и перепродает на маркетплейсах, хотя и их тоже. Но прежде всего о производителях отечественных товаров, которым необходимы импортные запчасти, расходники и т.д., — разъясняет она.
По оценке эксперта, вклад НДС в инфляцию составит как минимум 1,5 п.п. Точные цифры назвать трудно, поскольку рост налоговой ставки отразится на ценах и косвенно.
О дополнительных непрямых эффектах сообщает и заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов.
— В ряде случаев бизнес постарается переложить свои дополнительные издержки по выплате НДС на потребителей, — сказал он.
Кроме того, он указал на еще один эффект — замедление экономического роста.
— Для его предотвращения придется проводить более мягкую фискальную либо денежно-кредитную политику, что, в свою очередь, также может подстегнуть инфляцию, — добавил он
Оценивая прямой вклад от повышения НДС, Абрамов прогнозирует рост цен минимум на 1% уже в январе.
Не только НДСНа величину инфляции влияют многочисленные проинфляционные и инфляционные факторы, и повышение НДС в 2026 году вряд ли будет самым значимым из них, считает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— Во-первых, баланс спроса и предложения. Спрос будет расти даже с малейшим смягчением ДКП от Банка России — слишком высок накопившийся за время действия высокой ставки спрос, это видно начиная с июля, когда проявились первые эффекты от смягчения. Чем плавнее будут опускать ключевую ставку, тем меньше вероятны шоки. Во-вторых, курс рубля, на который, в свою очередь, давит масса факторов: от размера внешнеторгового сальдо и цен на нефть до очередного витка торговых войн и санкционного давления на Россию. Тут у государства есть ряд инструментов для управления — это продажа и покупка золота и иностранной валюты, — перечисляет эксперт важнейшие переменные.
Как считает аналитик, еще одним ключевым фактором выступают инфляционные ожидания населения.
— Это слабо управляемый момент. Рост инфляционных ожиданий неизбежно стимулирует потребление. А бизнес закладывает рост в прайс-листы (то, что происходит сейчас ввиду грядущего повышения НДС), — говорит Косарева.
Кроме этого, она перечислила факторы вроде неурожая, вторичных санкций, колебаний мировых цен на сырье и товары, неравномерного роста цен на бензин, низкой безработицы и связанного с этим кадрового дефицита, роли монополий, цифровизации экономики и прочих.
— Таким образом, оценка вклада в 0,8 п.п., озвученная Тремасовым, вполне соответствует экономическим реалиям. Тем более, что рост будет равномерным — самих плательщиков НДС станет гораздо больше из-за очередного витка налоговой реформы. Так, с НДС будут работать «упрощенцы» с выручкой от 10 млн рублей (в 2025 году порог — 60 млн рублей), — подтвердила эксперт.
Что с «ключом»Заседание Банка России по ключевой ставке намечено на 19 декабря 2025 года.
По мнению Кирилла Тремасова, при отсутствии сильных проинфляционных шоков наиболее вероятны два сценария — снижение ставки на 0,5 п.п. до 16% или же ее сохранение на нынешнем уровне. Денежно-кредитная политика будет зависеть от динамики инфляции до тех пор, пока не будет достигнут таргет в 4%.
Большинство опрошенных издания специалистов сомневаются в быстром смягчении монетарной политики. Так, повышение НДС вместе с индексацией ряда цен с начала года почти наверняка поднимет инфляционные ожидания и вынудит ЦБ на короткое время приостановить снижение ключевой ставки, считает сотрудник лаборатории макроструктурного моделирования Факультета экономических наук НИУ ВШЭ Григорий Жирнов.
— Компании уже отреагировали на ожидаемое повышение НДС. Население, вероятно, обратит на это внимание ближе к концу этого года — началу следующего, когда увидит фактический рост цен«, — говорит он.
Эксперт также подчеркнул, что в последние 1-2 года сдерживать инфляционное давление помогало администрирование цен. «Поэтому компании могут использовать фактор увеличения НДС для более сильного повышения цен», — заключает он.