Возобновившаяся военная напряженность между давними противниками — Таиландом и Камбоджей — сорвала мирное соглашение, которое было подписано при участии американского президента. В результате перестрелки зафиксированы по меньшей мере один погибший и трое раненных, а Камбоджа приступила к эвакуации жителей приграничных населенных пунктов. По мнению экспертов, соглашение было заключено поспешно, не устранив корневые причины конфликта, и в обеих странах усиливается враждебное отношение к соседу. Сможет ли эскалация на таиландско-камбоджийской границе быть остановлена — в материале «Известий».
Новый виток эскалации между Таиландом и КамбоджейДональд Трамп презентовал мирное соглашение между Таиландом и Камбоджей как свою очередную дипломатическую победу — еще одно разрешение международного спора. Однако этот мир продержался недолго: через две недели напряженность на общей границе стран вновь возросла.
10 ноября Королевские военно-воздушные силы Таиланда потребовали расторжения всех соглашений, ссылаясь на нарушения достигнутых договоренностей. В тот же день премьер-министр Таиланда Анутхин Чанвиракун распорядился приостановить действие положений Куала-Лумпурских мирных соглашений, которые предусматривают разоружение в рамках нормализации отношений между государствами.
Поводом к новому обострению стал подрыв на мине тайского военнослужащего, патрулировавшего границу: он лишился ноги. Власти Таиланда обвинили в этом Камбоджу, утверждая, что мина была установлена недавно. Несколько дней спустя появились сведения о перестрелке на границе, а также о одном погибшем гражданском Камбоджи и трех раненных. 13 ноября камбоджийские власти организовали эвакуацию нескольких сотен жителей приграничной деревни.
Премьер-министр Камбоджи Хун Манет заявил, что действия Таиланда противоречат гуманитарному духу и недавним соглашениям по мирному урегулированию пограничных споров. Камбоджа настаивает, что остается приверженной договоренностям и отвергает обвинения в закладке новых мин. По словам камбоджийских официальных лиц, мины там сохраняются с времен гражданской войны 1970–1980-х годов.
Протяженность границы Таиланда и Камбоджи составляет 817 км, и в течение многих лет стороны спорят из-за территориальных претензий. Последняя крупная серия столкновений произошла в июле, тогда по меньшей мере 48 человек погибли, а примерно 300 тыс. человек были временно перемещены. Переговоры по урегулированию состоялись 28 июля в Куала-Лумпуре при посредничестве США и КНР. Официальное перемирие было оформлено с участием американского президента на саммите АСЕАН в Малайзии.
Возможность возвращения к мирному соглашениюУже во время подписания соглашения эксперты предупреждали, что документ по сути представляет собой длительное прекращение огня. Уровень взаимного недоверия между странами остается высоким, ключевые причины конфликта (в частности, принадлежность храмов Прэахвихеа и Та Моан Тхом) не решены. Международные аналитики считают, что к соглашению в Куала-Лумпуре подошли поспешно: стороны согласовали меры по наращиванию доверия, но не договорились о долговременном способе разрешения спора.
Что касается участия Дональда Трампа в посредничестве, эксперты склонны полагать, что он больше стремился извлечь выгоду для своей страны, чем обеспечить прочный мир. В частности, по итогам соглашения США получили доступ к редкоземельным металлам Таиланда.
— Американский лидер по-прежнему продолжает играть роль дипломатического медиатора, но не географического вершителя границ карты мира. Амбивалентная политически, но выгодная риторически позиция Дональда Трампа, который, вернувшись во власть, немедленно отошел от яркой предвыборной амбиции разрешения всех мировых конфликтов в одночасье, открывает перед ним бескрайние просторы для интерпретации собственных миротворческих усилий в глазах американцев, — сказал «Известиям» американист, аналитик НИУ ВШЭ Егор Торопов.
Если нынешняя эскалация будет нарастать, Трамп может вновь угрожать повышением тарифов (при заключении соглашений обе стороны получили сниженные ставки), но СМИ сомневаются, что это подействует. В Таиланде в целом к такому давлению относятся негативно, считая его посягательством на национальный суверенитет.
В краткосрочной перспективе вернуться к перемирию вряд ли удастся, сообщила «Известиям» старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Елена Пыльцина.
— Необходимо установить первопричины кризиса. Сейчас это будет похоже на вялотекущий конфликт. Граница продолжит оставаться закрытой. По обе ее стороны крайне националистические настроения — антикамбоджийские в Таиланде и антитайские в Камбодже. Прийти к какому-то конструктивному дружескому диалогу даже на уровне бизнеса сейчас сложно, — отмечает эксперт.
Даже минимальную стабилизацию могли бы поддержать транснациональные корпорации — Honda и Mitsubishi. Они способны лоббировать охлаждение ситуации, так как перебои в цепочках поставок наносят финансовый вред и создают риски для производства, подчеркнула Пыльцина.
Разрешение кризиса требует более взвешенного и глубокого подхода, считает младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Шатерников.
— Ситуация с подрывом на минах тайских солдат — повод для решения вопроса вокруг храмов. Вопрос принципиальный и для Таиланда, и для Камбоджи. А битва за храмы — это вопрос, чей националистический проект, чье видение истории победит, — сказал Шатерников.
По его мнению, Таиланд сейчас проверяет, насколько мировое сообщество готово поддержать Камбоджу, и при слабой международной поддержке не исключено применение силы, учитывая превосходство тайской армии над камбоджийской.