Иностранные автопроизводители, покинувшие российский рынок, рискуют потерять право на выкуп своих предприятий в нашей стране. Mazda уже просрочила заявку, на очереди другие компании. Какие автопроизводители проявляют интерес к своим российским активам? Стоит ли ждать возобновления сборки европейских, американских, японских и южнокорейских автомобилей в России? Подробности — в материале «Известий».
С опционом и безMazda не реализовала опцион на обратный выкуп 50% доли в совместном c Sollers предприятии по производству автомобилей во Владивостоке сообщает агентство Reuters. Срок действия соглашения истек в октябре 2025 года. В российском офисе японской компании не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий».
Опцион на выкуп своих производственных мощностей в России пока имеют Hyundai и Kia (до 2026 года) и Nissan (до 2028 года). Renault может вернуть свою долю в АвтоВАЗе также до 2028 года. Mercedes-Benz продала свой подмосковный завод российскому дилерскому холдингу «Автодом» с обтекаемой формулировкой. Немецкий производитель оставил за собой право обратного выкупа активов при условия снятия с России санкций и за справедливую рыночную цену, которую определит независимый оценщик. Toyota и VW передали свои предприятия российской стороне без опционов.
Что делают на заводах?В настоящее время работа большинства российских заводов, принадлежавших ушедшим автопроизводителям, возобновлена в основном за счет «восточных партнеров», поставляющих машинокомплекты. Так, на упомянутом заводе во Владивостоке российская компания Sollers сначала наладила сборку пикапов, а теперь производит две модели туристических автобусов.
— О дальнейших производственных планах данной площадки пока информации нет — рассказали «Известиям» в пресс-службе Sollers. Кроме того, Sollers запустила площадки в Елабуге, где делали коммерческие автомобили Ford, и в Ульяновске, где выпускали Isuzu. Там организован выпуск широкого спектра коммерческих автомобилей.
На бывшем заводе Renault в Москве производятся машины под брендом «Москвич» и готовится производство электромобилей «Атом», бывший завод Nissan сначала выпускал кроссоверы Xcite, а теперь переориентирован на сборку Lada Iskra. В Калуге, на бывшем предприятии VW, развернуто производство автомобилей марки Tenet, на бывшей площадке ПСМА РУС сначала была организована сборка Citroen С5 Aircross, а в настоящее время — кроссоверов Haval M6.
Калининградский «Автотор», ранее собиравший BMW, Hyundai и Kia перешел на крупноузловую сборку машин разнообразных китайских брендов. Завод уже отчитался о модернизации производственных линий и готов перейти к сварке и окраске машин.
Особняком стоит бывшая площадка Hyundai/Kia в Санкт-Петербурге — там организована сборка автомобилей под брендом Solaris из оставшихся машинокомплектов.
Какие предприятия еще не загруженыБывший завод Toyota в Санкт-Петербурге планируют перезапустить в начале-середине 2026 года. Об этом заявил председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Александр Ситов.
Первый вице-премьер Денис Мантуров 31 октября заявил о перезапуске 11 из 13 автомобильных заводов, которые были оставлены покинувшими страну иностранными компаниями.
По его словам, на бывшем заводе General Motors в Санкт-Петербурге будет запущено производство автомобилей по полному циклу. На завершающей стадии находятся переговоры с инвесторами по площадкам в Шушарах и Нижнем Новгороде. Вероятно, во втором случае речь идет об автомобилях под маркой «Волга».
Также Мантуров рассказал о локализации производства автомобилей Exeed в Подмосковье. По-видимому, речь идет о бывшем заводе Mercedes-Benz в индустриальном парке «Есипово» в Подмосковье.
Это стало возможным за счет государственных мер поддержки, в том числе благодаря донастройке механизма утилизационного сбора, отметил первый вице-премьер.
«Перечеркнут любую прибыль»Пока из прежних владельцев интерес к своему российскому заводу проявляет разве что Hyundai. Как сообщалось ранее, южнокорейский концерн рассмотрит план по обратному выкупу российского завода, воспользовавшись опционом, который истекает в конце 2025 года. Для Hyundai возвращение на российский рынок может предоставить возможность компенсировать влияние американских пошлин.
«В случае успешного выкупа Hyundai планирует перепрофилировать свой завод в Санкт-Петербурге в европейский экспортный хаб. Напротив, если от обратного выкупа акций будет решено отказаться, компания, по всей видимости, отдаст приоритет созданию альтернативной базы в соседней стране, а не строительству нового завода в России», — сообщает Korea Economic TV.
В феврале генеральный директор Renault Лука де Мео заявил, что компания не исключает возвращения в Россию. Однако затем появилась информация, что французская компания намеревается построить на Украине завод по производству беспилотников. В результате фирма попала в российский санкционный список.
В текущей ситуации возвращение кого-либо из автопроизводителей просто невозможно, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС). Ян Хайцеэр. Санкции, штрафы со стороны своих же правительств перечеркнут любую прибыль от потенциального возвращения в РФ,
— В случае с Renault даже теоретическое снятие санкций со стороны ЕС не позволит этому автопроизводителю вернуться на наш рынок, поскольку в его отношении встречные санкции введены уже Россией, — отметил он.
Нужны гарантииВ любом случае, возвращение в Россию не будет простым. В письме комитета Совета Федерации по экономической политике на имя первого вице-премьера Дениса Мантурова перечислен ряд обязательств, которые придется выполнить автокомпаниям, если они захотят снова выйти на рынок России.
Большинство их них посвящены созданию гарантий того, что производства сохранятся, в случае если иностранные бренды снова решат покинуть страну.
Одна из таких мер — автокомпании обязаны работать только в рамках совместного предприятия с отечественными автопроизводителями при условии сохранения контроля над ним за российской стороной.
Кроме того, если компания вновь решит работать на рынке РФ, любые санкции в отношении России со стороны государства ее регистрации должны быть сняты.
«Будут выпускать машины параллельно»— Если предположить, что геополитическая ситуация всё же изменится, то, скорее всего, первыми решат вернуться корейские компании. Если говорить просто об официальных поставках машин, то это займет относительно немного времени. Другое дело производство — вряд ли государство позволит тем, кто ушел, вернуться на прежних условиях. Скорее всего, будут требования по доле 50/50, обязанности передачи софта и технологий российской стороне и так далее, — отмечает главный редактор «За Рулем» Максим Кадаков.
Если какая-то компания захочет вернуться, всё это будет рассматриваться в индивидуальном порядке, даже если будет просрочен формальный период возврата, уверен Кадаков.
— Мы же понимаем, что все наши заводы, которые перезапущены, загружены на 10–20–30% в лучшем случае. И, скорее всего, в ближайшее время каких-то серьезных увеличений загрузки трудно ожидать. Если стороны сойдутся, то найдут, кого подвинуть, либо будут выпускать машины параллельно. Это не проблема, — считает Максим Кадаков.
Если западные, японские или корейские автопроизводители всё же решат вернуться, им придется фактически начинать с нуля, отмечает директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров.
По его словам, сборка в России, в зависимости от степени локализации, действительно позволяет снизить себестоимость выпускаемых автомобилей — за счет использования отечественных комплектующих и компенсации утильсбора.
«Остается одним из самых емких в мире»Интересом к возможному возвращению можно объяснить перерегистрацию торговых марок, сохранение своих представительств большинством автопроизводителей и осуществление поддержки пользователей, рассказал «Известиям» доцент кафедры Стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Если оценивать убытки из-за ухода с российского рынка, а эти суммы колебались в диапазоне от $1млрд до $5–6 млрд, то российский рынок для зарубежных автопроизводителей представляет значительный интерес, считает эксперт.
— Российский авторынок демонстрировал признаки резкого сокращения объемов производства начиная с периода пандемии, эта тенденция сохраняется и сейчас. Отсюда и тенденция к низкой загрузке автозаводов и низких объемов продаж новых автомобилей. При этом российский авторынок остается одним из самых емких в мире и перспективы его развития весьма значительны, что подтверждается весьма активной позицией китайских автопроизводителей, — отметил эксперт.
Михаил Хачатурян предположил, что процесс возвращения начнется с импорта с постепенным переходом к крупноузловой сборке, а лишь спустя 3–4 года к полному циклу.
Не тянули резинуВ отличие от автопроизводителей не все шинные бренды покинули российский рынок. Так, шведский бренд Gislaved продолжает присутствовать в России.
С 2023 года он принадлежит АО «Кордиант». Права на бренд с сохранением передовых технологий и рецептур перешли в рамках сделки по приобретению российских активов немецкого производителя премиальных шин Continental AG, рассказали «Известиям» в пресс-службе холдинга «Кордиант». Шины выпускают в Калуге и Ульяновске.