Минздрав прокомментировал заявления фармацевтов о кадровом кризисе


Фото: Global Look Press/Maksim Konstantinov

Опытных провизоров массово лишают аккредитации — угроза кадровому кризису

Почти 1,3 тыс. сотрудников фармацевтической сферы направили коллективное письмо в правительство, Совет Федерации и министру здравоохранения. В документе описываются серьезные сложности, с которыми сталкиваются опытные работники аптек — фармацевты и провизоры — при прохождении периодической аккредитации. Специалисты с трудовым стажем более 20 лет по их словам не смогли подтвердить квалификацию из‑за формальных причин. В то же время представители Минздрава и Федерального аккредитационного центра отвергают характеристику отказов как формальных. Подробности — в материале «Известий».

О чем просят фармацевты

В коллективном обращении, подписанном 1281 работником фармацевтической отрасли — в том числе сотрудниками и руководителями частных и госаптек — отмечены «многочисленные трудности, которые возникают при подтверждении аккредитации специалистов, работающих в должностях провизоров, заведующих аптеками и их заместителей».

Периодическую аккредитацию фармацевты обязаны проходить каждые пять лет. Единственная предусмотренная форма — проверка портфолио, которое направляется в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ). По итогам экспертизы портфолио ФАЦ принимает решение, и в минувший год по всей стране фиксируются «многочисленные случаи отказов в подтверждении квалификации, особенно среди специалистов с большим стажем работы в 20–30 лет и более».

Авторы обращения называют причины отказов формальными и не связанными с уровнем профессиональной подготовки работников.

Как указывают в письме, формализм проявляется в несоответствии записей в трудовой книжке — «провизор», «провизор-аналитик», «провизор-организатор» и т.д. — которые у специалистов менялись с течением времени. ФАЦ трактует такие наименования как перерывы в стаже. Исправить старые записи, сделанные 20–25 лет назад, и привести их в соответствие с номенклатурой Минздрава сейчас уже невозможно, отмечают авторы. Кроме того, в действующей номенклатуре отсутствуют «реально существующие должности»: «заведующий аптекой», «заместитель заведующего аптекой» и т.д.

В документе также перечислены другие проблемы, связанные с аккредитацией, и предложены 10 мер. Среди инициатив — аудит системы аккредитации фармспециалистов; дополнение номенклатуры реальными названиями должностей, используемыми в аптеках; создание рабочей группы при Минздраве для выработки предложений по улучшению системы аккредитации; разработка временного порядка упрощенного подтверждения квалификации для провизоров со стажем свыше 10 лет; «амнистия» для тех, кто прошел переподготовку и имеет действующий сертификат, и др.

«Ситуация с кадрами критична»

Еще в начале октября Альянс фармацевтических ассоциаций, объединяющий аптеки по всей России, по инициативе Ассоциации независимых аптек направил запрос в ФАЦ с просьбой обратить внимание на кадровые последствия, вызванные проблемами при аккредитации (копия письма есть у «Известий»).

В том обращении описаны те же сложности: специалисты со стажем 5–10 лет проходят периодическую аккредитацию успешно, а провизоры с 25 и более лет стажа получают отказы. Основными причинами называются «неточности при оформлении документов или их некомплектность»; «несоответствие специалиста квалификационным требованиям и профессиональным стандартам», в том числе перерыв в стаже по заявленной специальности более пяти лет; «несоответствие специальности номенклатуре должностей».

В альянсе считают вторую и третью причины необоснованными.

Директор Ассоциации независимых аптек, руководитель Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова рассказала «Известиям», что эта системная проблема возникла из‑за изменений нормативов 2016 года и их переходного периода 2016–2021 годов. Тогда номенклатура должностей и порядок аккредитации стали обязательными, но коммерческие работодатели не всегда вели учет в соответствии с новыми правилами.

— Острая стадия наступила в 2025 году, когда истек срок действия сертификатов, выданных в 2021 году, и большой поток специалистов обратился в ФАЦ, столкнувшись с отказами из-за несоответствий в трудовых книжках и данных регистра, — объяснила она.

Виктория Преснякова отмечает, что формально ФАЦ прав, вынося отказы на основании порядка, утвержденного приказами Минздрава разных лет, и предлагает повторное рассмотрение или дополнительное обучение. Однако, по ее мнению, такой формальный подход не устраняет накопившиеся проблемы.

Она привела пример 64‑летнего провизора, которому дважды отказали в аккредитации из‑за «разношерстных» записей в трудовой, не соответствующих номенклатуре. ФАЦ рассматривает их как перерыв в стаже и предлагает пройти трехмесячную переподготовку вместо продления аккредитации. По словам Пресняковой, это «фактически вытесняет человека из профессии».

Из‑за подобных случаев аптекам приходится закрывать вакансии, нанимая продавцов‑консультантов и младший медперсонал без аккредитации, утверждает она.

В целом, по словам Виктории Пресняковой, «ситуация с кадрами уже критична». В ряде регионов дефицит персонала превышает 30%, доля провизоров‑технологов составляет около 15% от всех провизоров, а значительная часть сотрудников приближается к пенсионному возрасту.

— Если не принять срочных мер — введение переходных положений, признание стажа, упрощение процедуры корректировки записей — в ближайшие 1–2 года мы ожидаем дальнейшего ухудшения: массового исключения опытных специалистов и усиления практики замещения неквалифицированными кадрами — сказала она.

Она добавила, что 18 ноября в Общественной палате запланирован диалог с участием Минздрава, ФАЦ, отраслевых ассоциаций, вузов и сетей. Виктория Преснякова рассчитывает, что встреча поможет найти пути выхода из ситуации.

Мнение отрасли

Ассоциация государственных аптечных сетей сообщила «Известиям», что полностью поддерживает коллективное обращение и подтверждает: проблемы стали проявляться именно в 2025 году.

Также есть претензии к самой процедуре аккредитации в ФАЦ.

— Процесс прохождения аккредитации сейчас заформализован, абсолютно не адаптирован под решение персональных вопросов. Система «не видит» вложенные файлы, наличествующие в представленном пакете документы, сообщает о наличии множества программных ошибок и отклоняет представленные на аккредитацию заявки, — отметили в ассоциации.

В объединении госаптек предупреждают, что при отсутствии решений кадровые проблемы могут усилиться и привести к массовому оттоку специалистов.

— Отрасль остро нуждается в притоке специалистов. Факторов, влияющих на снижение интереса к профессии, множество — всевозрастающие нагрузки, требования работодателей, низкая оплата труда, требования контрольно-надзорных органов, нормативной документации, падающий престиж профессии. Если не направить фокус внимания на имеющиеся проблемы — кадровый и профессиональный регресс станет неизбежным, — отметили в ассоциации.

Директор по развитию платформы «ФармЗнание» Мария Рябуха также поддерживает просьбы отраслевых работников, считая проблему системной. Она указывает на проблемы с записями в трудовых книжках провизоров и на ситуацию в оптовых компаниях, где для ряда должностей в российском праве вообще не прописаны квалификационные требования.

— Важно вернуть аккредитации смысл: оценивать не формальные баллы, а реальные знания и навыки, — заявила собеседница «Известий». — Система аккредитации нужна и важна, но она должна оставаться инструментом развития, а не барьером. Важно сделать процесс технологичным, прозрачным и предсказуемым, чтобы отрасль не теряла опытных специалистов, а пациенты не оставались без квалифицированной помощи.

Однако в отрасли есть и иные точки зрения. По словам источника на рынке, отдельные проблемы решаются в ручном режиме через ФАЦ и Минздрав. Собеседник «Известий» утверждает, что большая часть обозначенных проблем уже урегулирована, а многие отказы в аккредитации обоснованы.

Источник также не согласен с оценкой дефицита кадров в 30%.

Реакция ФАЦ и Минздрава

ФАЦ сообщил «Известиям», что аккредитация проводится «в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональными стандартами». В этих документах указан необходимый уровень образования для работы по специальности, а также возможные наименования должностей, которые могут занимать такие специалисты. ФАЦ при этом отметил, что выступает лишь «исполнителем нормативных правовых актов», а не органом, формирующим законодательную базу.

В пресс‑службе Минздрава в ответ на запрос «Известий» подчеркнули, что правила аккредитации едины для всех медицинских и фармацевтических работников и «гарантируют гражданам оказание медицинской помощи квалифицированными специалистами».

В министерстве на октябрь 2025 года перечислили основные основания отказа в периодической аккредитации: отсутствие трудового стажа в должности, предусмотренной номенклатурой; несоответствие образования квалификационным требованиям; отсутствие заверенной копии трудовой книжки; отсутствие или некорректное заполнение данных в федеральном регистре медицинских и фармацевтических работников.

— Указанные причины не являются формальными, — заявили в Минздраве. — Их игнорирование аналитиками Федерального аккредитационного центра приведет к допуску к осуществлению профессиональной деятельности специалистов с низким уровнем профессиональных компетенций, что может создать угрозу для здоровья и жизни граждан.

По данным министерства, с начала 2025 года периодическую аккредитацию успешно прошли 34 787 фармацевтов. К концу 2025 года это число, по прогнозам, приблизится к 40 тыс.

— Это говорит о том, что отказы в прохождении периодической аккредитации не носят системный характер, а лишь отражают несоответствие установленным требованиям документов конкретных специалистов, — считают в Минздраве.

В случае поступления коллективного письма в министерстве пообещали рассмотреть его «в установленном порядке».

Лента

Все новости