Эскалация Трампа в Венесуэле зашла в тупик


Фото: Global Look Press/US Navy

США готовятся к ударам по Венесуэле — чем это грозит Мадуро и Москве

Американская стратегия давления на Венесуэлу пока не приносит заметных результатов. Комментаторы, опрошенные «Известиями», полагают, что США, скорее всего, могут нанести ограниченные удары по объектам на территории республики, прикрытием для чего назовут борьбу с наркокартелями, якобы поддерживаемыми Каракасом. Тем не менее это вряд ли приведет к кардинальной смене власти в стране, а Дональд Трамп столкнется с мощной критикой со стороны оппозиции. Угрозы в адрес Каракаса также рассматривают как инструмент давления на Россию — свержение Николаса Мадуро означало бы для Москвы не только утрату важного регионального партнера, но и возможные флуктуации на мировых энергетических рынках. По мнению аналитиков, однако, это вряд ли заставит Москву пересмотреть свои ключевые подходы к переговорам с Вашингтоном. Подробнее — в материале «Известий».

Рост напряженности между США и Венесуэлой

Госсекретарь США Марко Рубио 1 ноября опроверг сведения СМИ о том, что Штаты якобы готовятся в ближайшее время нанести удары по Венесуэле.

— Ваши «источники», якобы «знакомые с ситуацией», ввели вас в заблуждение и спровоцировали публикацию ложной информации, — заявил он.

30 октября The Wall Street Journal сообщала о возможных авиаударах США по целям на венесуэльской территории в «ближайшие часы или дни». По данным издания, администрация президента Дональда Трампа определила военные объекты, аэропорты и порты, которые, по их версии, могут быть задействованы в наркотрафике и потому подлежат ударам. На следующий день Miami Herald написала, что Белый дом дал согласие на проведение операции. Позже источник в администрации подтвердил это The New York Post. Тем не менее Дональд Трамп заявил потом, что окончательного решения пока не принял.

Ситуацию накаляют и сообщения о приведении в повышенную готовность сил обороны на соседнем с Венесуэлой островном государстве Тринидад и Тобаго. Власти Каракаса тем временем заявили, что у местного населения нет оснований для тревоги, а публикации о скорых изменениях в сфере национальной и региональной безопасности не соответствуют действительности.

Ранее Белый дом неоднократно декларировал готовность использовать все доступные средства для противодействия наркокартелям, которые, по его утверждению, занимаются производством и транзитом запрещенных веществ через территорию Венесуэлы. The Washington Post указывала, что группировка ВМС США у венесуэльских берегов может насчитывать до 16 тыс. военнослужащих.

Несмотря на заявления американской стороны об отсутствии планов нанесения ударов, перемещение военной техники и регулярные пролеты истребителей говорят об обратном. По мнению эксперта по Латинской Америке Тимура Альмукова, подобные сообщения могут быть элементом психологического давления с целью застать венесуэльские вооруженные силы врасплох перед возможной операцией.

— На мой взгляд, решение об атаке в Белом доме уже принято и сейчас лишь уточняются ее параметры на основе данных спецслужб. Судя по военным приготовлениям, США намерены нанести удары по объектам, которые, как они считают, могут быть связаны с наркотрафиком. Дальнейшие шаги будут зависеть от реакции венесуэльского руководства: любые признаки слабости Вашингтон воспримет как сигнал к продолжению атак. Однако если удары окажутся сопряжены с серьезными издержками и не принесут немедленного результата, Трамп может остановить операцию, объявив о достижении своих целей, — сказал он «Известиям».

Ассистент кафедры американских исследований СПбГУ Максим Габриелян также считает, что ограниченные американские удары вряд ли кардинально изменят ситуацию.

— Я склонюсь к тому, что удары будут, я не уверен, что они как-то косвенно изменят ситуацию. На мой взгляд, просто будет несколько ударов, американская сторона заявит о «великой победе», но это вообще никак не изменит ситуацию в регионе, ни в самой Венесуэле, ни в отношениях со Штатами, — говорит он. — Экс-президент Венесуэлы Уго Чавес и нынешний лидер Николас Мадуро смогли очень успешно сформировать свою собственную военную элиту, и влияние военных как важной опоры власти велико. Полагаю, за счет успешной целенаправленной политики по созданию партийного элитного единства, прежде всего именно с вооруженными силами, Венесуэла во многом демонстрирует устойчивость перед давлением со стороны США.

Он также отметил, что в случае ударов внутри США развернется ожесточенная критика — демократы надеются, что вмешательство втянет Трампа в венесуэльский кризис и обернется для него аналогией иракской кампании для администрации Джорджа Буша-младшего.

Чего добиваются США

Напряжение в Карибском регионе резко выросло этой осенью после серии ракетных ударов США по судам, которые, как заявил Белый дом, используются венесуэльскими и колумбийскими наркокартелями для перевозки наркотиков. С начала сентября, по сообщениям, было проведено не менее 13 таких операций в международных водах Карибского моря и восточной части Тихого океана. В результате погибло по меньшей мере 60 человек.

В ответ Николас Мадуро подписал указ, предоставляющий ему и вооруженным силам расширенные полномочия при «военной угрозе», в том числе по вопросам мобилизации и контролю над критической инфраструктурой. Каракас также объявил о переброске войск на побережье Карибского моря. Мадуро заявил о мобилизации примерно 1 млн ополченцев.

Официальной причиной эскалации называют борьбу с наркотрафиком, но венесуэльские власти убеждены, что настоящая цель США — смена руководства. 7 октября президент Трамп распорядился прекратить все дипломатические попытки нормализации отношений с Каракасом.

По данным профильного управления ООН, Венесуэла играет незначительную роль в латиноамериканском наркотрафике: 87% продукции, произведенной в Колумбии, направляются в США и Европу, обходя Венесуэлу через океан, и лишь около 5% идут через территорию республики.

— Трамп раздражен существованием венесуэльского боливарианского режима, его раздражает и политика Николаса Мадуро. Он еще в какой-то мере раздражен тем фактом, что администрация Байдена пыталась в какой-то степени нормализовать отношения с Венесуэлой, отчасти снять санкции, восстановить импорт нефти. Трамп, очевидно, хочет демонтировать всё это прошлое, и он пытается вернуть всё к ситуации 2019 года, когда часть западного мира не признавала Мадуро, — считает Максим Габриелян из СПбГУ.

Как обострение отразится на отношениях США с РФ

31 октября The Washington Post сообщила, что Венесуэла обратилась к России с просьбой о военной помощи в связи с наращиванием американского присутствия в Карибском регионе. Аналогичные обращения, по данным СМИ, направлялись также Китаю и Ирану.

Кстати, эскалация между США и Венесуэлой стала поводом для внепланового заседания Совета Безопасности ООН 10 октября. Каракас ранее запросил такую встречу, и его инициативу поддержали Москва и Пекин. РФ неоднократно вставала на защиту суверенитета Венесуэлы.

В МИД России 30 октября подчеркнули, что Москва продолжает оказывать поддержку руководству Венесуэлы в отстаивании национального суверенитета.

— Мы (Россия. — Ред.), конечно, поддерживаем руководство Венесуэлы в деле защиты национального суверенитета, принимая во внимание динамику международной и региональной обстановки, — сказала официальный представитель ведомства Мария Захарова.

Она добавила, что Россия поддерживает контакты с властями Венесуэлы и готова оперативно реагировать на обращения партнеров с учётом текущих и возможных угроз. Захарова также отметила, что страны продолжат взаимодействовать «плечом к плечу».

Ранее посол Венесуэлы в РФ Хесус Рафаэль Салазар Веласкес говорил, что Каракас был бы готов к посредническим усилиям со стороны Москвы для урегулирования кризиса в отношениях с Соединенными Штатами.

27 октября Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве России и Венесуэлы. В документе отдельно выделено сотрудничество в сфере контроля, сокращения и нераспространения вооружений. Стороны также намерены создать независимую финансовую инфраструктуру и развивать взаимодействие в энергетическом секторе.

Помимо очевидных внутриполитических мотивов эскалации, нельзя исключать, что один из активных сторонников смены режима в Каракасе, госсекретарь Марко Рубио, представил идею Трампу как дополнительный инструмент давления на Москву, считает Тимур Альмуков. Падение режима Мадуро для России означало бы не только утрату важного регионального союзника, но и возможные колебания на энергетических рынках. Тем не менее вряд ли это заставит Москву изменить свою позицию.

— Владимир Путин на прошлой неделе подчеркнул, что ни одна уважающая себя страна не принимает решений под внешним давлением. Москва, как и прежде, будет вести диалог с Вашингтоном и определять свои дальнейшие шаги в украинском конфликте, исходя исключительно из национальных интересов, — говорит эксперт.

Максим Габриелян отметил, что Россия окажет необходимую политическую поддержку Венесуэле. По его мнению, Москва публично выразит солидарность и подчеркнет значимость договора о стратегическом партнерстве с Каракасом.