Половина населения Судана — более 21 млн человек — оказалась на грани голода из-за продолжающихся боевых действий. 16 млн детей страдают от нехватки еды, лекарств и воды. В стране фиксируется крупнейшая за последние годы вспышка холеры. После захвата в конце октябре боевиками СБР Эль-Фашера — важного оплота для суданской армии — погибли более 2,2 тыс. человек. Потеря административного центра Северного Дарфура становится переломным моментом в противостоянии. При этом стороны отвергли мирный план, предложенный США при содействии Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта. Изменение статус-кво в стране несет риски для российских проектов, в частности, создания базы ВМФ. Что мешает суданскому урегулированию — в материале «Известий».
Гуманитарная катастрофа в СуданеСуданский конфликт с каждым днем усугубляет гуманитарную катастрофу в стране. По данным ООН, 30 млн человек, включая 16 млн детей, испытывают острую нехватку продовольствия, медикаментов и просто воды. Спустя более чем два с половиной года боевых действий 21,2 млн человек, а это 45% республики, оказались на грани голода. Более того, массовые разрушения спровоцировали самую масштабную вспышку холеры за последние годы. По информации минздрава, умерли уже 2,5 тыс. человек, выявлено 100 тыс. больных с подозрением на заболевание.
Из-за непрекращающихся боев между армией Судана и Силами быстрого реагирования (СБР) невозможно обеспечить оперативный доступ к гумпомощи в пострадавших районах. Наиболее тяжелая ситуация развернулась в провинции Северный Дарфур. С 26 октября 2025 года, когда СБР спустя месяцы ожесточенных боев взяли административный центр Эль-Фашер, более 100 тыс. человек пришлось покинуть город и близлежащие населенные пункты. По другим данным, цифры приближаются к полумиллиону. Многие воспользовались опасными маршрутами, чтобы обойти военные КПП, и добирались до убежища около 15 дней с минимальным количеством еды и воды.
При этом тысячи человек всё еще остаются в районе Эль-Фашера. Их близкие, которым удалось выехать, потеряли с ними связь. На глазах распадаются семьи: родители разыскивают пропавших детей, а молодых мужчин из-за невозможности заплатить боевикам выкуп насильно вербуют в вооруженные группировки, сообщают в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Людям почти нечего есть: пришлось перейти на скорлупу арахиса и корм для животных.
Не стали красной линией для боевых действий даже больницы. Суданские врачи утверждают, что мятежники убивают и пациентов. В соцсетях распространяются многочисленные кадры, на которых боевики СБР расстреливают безоружных граждан. Один из самых трагичных эпизодов произошел в центральной больнице Эль-Фашера. Сейчас связь с большинством ее сотрудников потеряна. Глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус выразил глубокую обеспокоенность происходящим.
Напряженность в черте города тем временем нарастает: поступают сообщения об ударах беспилотников, воздушных бомбардировках и открытых столкновениях. Захват города боевиками СБР ознаменовал собой новую фазу террора: обыски в домах, произвольные задержания и внесудебные казни. Как следствие, осложняется работа сотрудников гуманитарных миссий: многие из них пострадали, были ранены или убиты. После захвата города общее число погибших достигло 2,2 тыс. человек.
— Наиболее уязвимыми продолжают оставаться все штаты региона Дарфур, а также плодородные штаты Южного Кордофана, Голубого и Белого Нила, Сеннара и Гедарефа, — рассказывает «Известиям» старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований ИАфр РАН Тимур Хайруллин.
В начале ноября 2025 года Управление прокурора Международного уголовного суда (МУС) выразило глубокую обеспокоенность в связи с недавними сообщениями о массовых убийствах и изнасилованиях в Эль-Фашере. В соответствии с Римским статутом, многие действия боевиков могут расцениваться как преступления против человечества. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов заявило, что перспективы Судана остаются мрачными.
При этом международное сообщество не остается в стороне. Евросоюз — один из крупнейших доноров Судана, который выделил €270 млн на преодоление кризиса в 2025 году. Постоянно осуществляет гуманитарные поставки и Россия.
Хартум также рассчитывает на усиление помощи со стороны Москвы по всем направлениям, заявлял ранее «Известиям» посол Судана в РФ Мухаммед Сиррадж.
Трамп пытается разрешить конфликт в СуданеТрадиционно способствовать урегулированию конфликта пытаются и США. Помимо выделения внушительных средств на преодоление кризиса, с приходом Дональда Трампа Вашингтон уже по обыкновению предложил и свой мирный план. Он разработан при содействии Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и других стран Ближнего Востока.
Согласно тексту документа, все стороны конфликта должны содействовать беспрепятственному гуманитарному доступу и оказанию помощи на всей территории страны, защищать гражданское население в соответствии с международным гуманитарным правом, а также воздерживаться от воздушных и наземных атак на гражданскую инфраструктуру. Управление Суданом должно быть определено самим народом через инклюзивный и прозрачный процесс, не контролируемый ни одной из воюющих сторон, — то есть речь идет, по сути, о создании временного нейтрального правительства.
План отвергли обе стороны. Официальные власти требуют безотлагательного вывода войск повстанцев из занятых населенных пунктов, не дожидаясь открытия гуманитарного коридора. Пункт о решении будущего страны путем формирования независимого гражданского правительства также неприемлем. По словам верховного главнокомандующего армии Судана Абдель Фаттаха аль Бурхана, представители СБР полагаются на содействие ОАЭ, которые участвовали в создании соглашения. Они заинтересованы в преференциях на рынке страны и, в первую очередь, в контроле над золотодобывающей отраслью, обращает внимание востоковед Леонид Цуканов. Посол в РФ утверждает, что финансирование, планирование и содействие переброске обеспечивали как раз Эмираты, а среди боевиков в Эль-Фашере были в том числе украинские и колумбийские наемники. В арабской стране обвинения отрицают, хотя, по сообщениям СМИ, иностранных наемников могли привлечь через аффилированные с эмиратскими структурами частные компании.
— Ключевое слабое место плана Трампа — отсутствие прописанного механизма, который гарантировал бы соблюдение сделки сторонами. Это довольно ярко продемонстрировал тот же мирный план по Газе, где одна из сторон получила тактический перевес. В случае с Суданом и СБР, и центральные силы боятся утратить инициативу и дать противнику шанс на перегруппировку. Тем более что кулуарные спонсоры обеих сторон рычагов давления на себя в рамках плана не обнаружили, — пояснил «Известиям» Леонид Цуканов.
Тем не менее, по информации Al Jazeera, США называют план безальтернативным и призывают стороны пересмотреть свое решение. Однако последние изменения ситуации на поле боя отдаляют мирное урегулирование.
— Пауза в вопросе принятия американского мирного плана, на мой взгляд, связана с укрепившимися позициями вооруженных сил Судана. Видимо, аль Бурхан считает, что можно силовым путем, наконец, решить затянувшуюся проблему и что план Трампа предлагается несвоевременно. Как минимум он хочет успеть максимально ослабить позиции СБР, чтобы иметь более сильную переговорную позицию, — считает Тимур Хайруллин.
Нестабильная ситуация в стране несет определенные риски для РФ. Российские компании планируют развивать энергетическую инфраструктуру Судана, а также совместно работать над добычей природного газа. Но в условиях тяжелейшей гражданской войны сотрудничество развивается медленно либо вовсе заморожено, утверждает эксперт. Более того, у Москвы по-прежнему есть договоренность с Хартумом о создании базы ВМФ, благодаря которой в перспективе можно обеспечить региональную стабильность и создать дополнительные условия для экономического развития. Пока статус-кво проекта не менялся. Однако захват Дарфура может значительно перекроить баланс сил в стране. Это важный и богатый ресурсами пограничный регион, который обеспечивает контроль над транссахарскими маршрутами, включая передвижение товаров и вооруженных группировок.