Эксперты оценили нехватку кадров в пищевой отрасли в 2,5 млн человек


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Пищевая промышленность России столкнулась с острым дефицитом кадров и ростом вакансий.

В пищевой промышленности наблюдается нехватка примерно трети сотрудников, аналитики оценивают дефицит на уровне около 2,5 млн человек. Данные рекрутинговых платформ подтверждают, что проблема с кадрами в этой сфере быстро обостряется — только за третий квартал 2025 года количество вакансий в пищевой отрасли выросло на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты подчёркивают, что молодые специалисты не спешат приходить сюда из-за низких зарплат и недостаточного престижа профессии.

Кого не хватает в пищевой отрасли

Консалтинговая компания «Старт качества» провела подсчеты и пришла к выводу, что в российской пищевой промышленности отсутствует около 2,5 млн работников, в пределах 30% от необходимого штата. В расчет включают количество компаний в отрасли, среднее число сотрудников и коэффициент роста рынка, сообщили «Известиям» в фирме.

— Кризис носит системный характер, — отметил генеральный директор «Старт качества», преподаватель Российского биотехнологического университета и эксперт по пищевой безопасности Константин Деревсков. — Специализированные вузы и техникумы каждый год выпускают порядка 25–35 тысяч человек, но этого явно недостаточно. Более того, лишь 40% выпускников остаются работать по специальности, остальные уходят из отрасли, не отработав ни одного дня.

Он рассказал, что недавно крупная торговая сеть обратилась в профильную кафедру Росбиотеха с просьбой обеспечить трудоустройство 80 студентов, хотя на курсе обучаются всего 40 человек.

— В Центр трудоустройства нашего университета в течение учебного года поступают похожие запросы от трех до десяти предприятий, что также свидетельствует о серьёзном дефиците кадров уже на этапе подготовки специалистов, — добавил он. — При этом на одного выпускника может претендовать до пяти работодателей.

Эксперт отметил, что нехватка особенно сильна среди механиков, технологов, экспертов, менеджеров, инженеров и линейного персонала, при этом дефицит инженерных специалистов ощущается особо остро.

— В первую очередь стоит выделить механиков. Сейчас оборудование обновляется, но далеко не каждый специалист способен с ним работать. Также испытываем дефицит в логистах, специалистах по качеству и людях, способных выстраивать процессы, — сообщил он.

Кроме того, по его словам, только рабочих кадров на пищевых производствах не хватает примерно на 250 тысяч человек. Речь идет о неквалифицированных сотрудниках: разнорабочих, грузчиках, операторах линий и обвальщиках.

Ранее Минтруд не предоставлял данных о нехватке специалистов именно в пищевой отрасли. Однако министр труда и социальной защиты Антон Котяков, выступая в Госдуме в ноябре 2024 года, сообщил, что «кадровая потребность до 2030 года составляет не менее 2,4 млн человек», но тогда речь шла о рынке труда в целом. Эксперты восприняли это как дополнительную потребность. По запросу «Известий» в Минтруд направили просьбу прокомментировать подсчеты аналитиков.

Согласно рекрутинговому сервису «Авито Работа», число вакансий в категории «работники кухни и пищевого производства» за три квартала 2025 года выросло на 7% по сравнению с прошлым годом. Эта категория стала единственной из топ-7, которая показала рост вакансий к концу третьего квартала, в то время как в других сферах (водители, курьеры, розничная торговля, строительство, складские работники) наблюдалось снижение. Эти данные отражены в ежеквартальном отчёте платформы.

Эксперты «Авито» подсчитали для «Известий», что в III квартале текущего года потребность в работниках пищевого производства была на 56% выше, чем за тот же период предыдущего года.

Во ВНИИ труда отметили в ответ на запрос «Известий», что кадровая необходимость в пищевой промышленности включает не только специализированные профессии, присущие отрасли, но и работников для обеспечения операционных, административных и организационных процессов на предприятиях.

— Среди них бухгалтеры, разнорабочие, экономисты, юристы, IT-специалисты, грузчики, логисты и другие, — сообщили в институте. — На данный момент по всей стране в пищевой промышленности открыто около 50 тысяч вакансий.

По информации ВНИИ труда, в отрасли работают 30,3 тысячи компаний и 35,7 тысячи индивидуальных предпринимателей. Общее число сотрудников пищевой промышленности достигает около 1,9 миллиона человек, включая свыше 160 тысяч обработчиков и изготовителей мясных, рыбных и прочих продукции, примерно 35 тысяч производителей молочной продукции и более 200 тысяч операторов машин по обработке пищевых и похожих продуктов.

— Пищевая промышленность — ключевая отрасль, и её кадровому обеспечению уделяется большое внимание, — подчеркнули представители ВНИИ. — Нужно различать конкуренцию за общие специалисты рынка труда и тех, чьи профессии являются отраслево специфичными.

В Институте труда заметили, что для пищевой сферы характерен высокий возраст занятых, что создаёт будущий спрос на кадры и делает этот сегмент, как и другие в обрабатывающей промышленности, привлекательным для трудоустройства.

В ВНИИ добавили, что среди 360 востребованных профессий для бесплатного переобучения в рамках национального проекта «Кадры» есть такие специальности, как технолог пищевой промышленности, наладчик оборудования, оператор линии и контролёр продукции. Помимо этого, в отрасли актуальна задача по повышению производительности труда.

Сколько платят

Пищевая отрасль конкурирует за работников с другими секторами экономики, такими как логистика, ВПК, IT и ритейл, которые часто предлагают более выгодные условия труда, отмечают аналитики.

По данным «Авито Работа», позиции с наибольшим приростом вакансий — приемщики, которые занимаются приёмкой, взвешиванием и первичной обработкой сырья и продукции. Для них число предложений выросло более чем в два раза (+118%), средняя зарплата составляет 61 462 рубля в месяц.

Второе место по динамике заняли лепщики полуфабрикатов с ростом вакансий на 100%. Средняя оплата на этой позиции равна 130 тысяч рублей в месяц. В топ-3 также вошли курьеры (+88%), чей средний доход в пищевой отрасли достигает 75 936 рублей в месяц.

Лидером по росту зарплат стала профессия заготовщика мяса — средняя зарплата на этой должности выросла на 61% к прошлому году и достигла 99 234 рублей в месяц. Второе место занял шеф-повар со средней зарплатой 142 688 рублей (+61%). Также на 42% увеличилась средняя оплата труда технологов — до 101 042 рублей в месяц.

— Пищевая промышленность продолжает укрепляться и развиваться благодаря растущему спросу на готовую еду, — отметил директор категории «Рабочие и линейные профессии» «Авито Работа» Андрей Кучеренков. — Сети магазинов, расширяя производство и ассортимент кулинарной продукции, создают большой спрос на квалифицированных специалистов. В связи с этим компании активно конкурируют за лучших работников, предоставляя более высокие зарплаты.

В сервисе hh.ru отметили, что отрасли не хватает и IT-специалистов — спрос остаётся стабильным, с ростом на 2% по итогам III квартала по сравнению со II. Медианная предлагаемая зарплата для IT-специалистов в пищевой промышленности достигает 97,9 тыс. рублей, за год этот показатель вырос на 9%. В целом же средняя зарплата в пищевой отрасли составляет 74,3 тыс. рублей, увеличившись за год на 6%.

Как закрыть нехватку сотрудников

Для решения кадрового дефицита в пищевой промышленности, по мнению Константина Деревскова, необходимо, чтобы вузы и средние специальные учебные заведения ежегодно выпускали не менее 300 специалистов, которые будут продолжать работать в пищевой отрасли.

Кроме того, ситуация может улучшиться с внедрением роботизированного оборудования, хоть и не полностью.

— Например, уже сейчас электронные журналы по пищевой безопасности повышают производительность сотрудника хлебопекарного производства в два раза, а подобных цифровых решений, которые оптимизируют работу предприятий, существует множество, — рассказал он.

Тем не менее, эксперт считает, что автоматизация и роботизация в будущем не приведут к сокращению числа вакансий, скорее изменится функционал и перераспределение ролей в соответствии с технологическим прогрессом. Ранее, к примеру, на смену специалистам по хлебопечению пришли технологи хлебопекарного производства, владеющие современными технологиями. Автоматизация может компенсировать дефицит на рутинных операциях, а нейросети оптимизируют логистику и управление.

Доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Ольга Жильцова подтвердила, что в пищевой отрасли очень востребованы технологи, агрономы, механизаторы, ветеринары и селекционеры.

— Основные причины дефицита — демографические проблемы, тяжёлый физический труд, сезонные колебания, низкий престиж профессии, недостаточная инфраструктура и комфорт в сельских районах, низкая оплата трудовых кадров, а также высокий отток квалифицированных специалистов из сельской местности, — пояснила она. — Российский сельскохозяйственный рынок стремительно рос в условиях импортозамещения, производственные мощности увеличивались, но трудовых ресурсов не прибавлялось, что вызвало перекос ещё несколько лет назад.

Она также подчеркнула, что проблема усугубилась внедрением цифровых и инновационных технологий, из-за чего требования к специалистам повысились.

— Уже сейчас водитель комбайна может иметь высшее техническое образование, ведь современная техника оснащена электроникой и сложными IT-системами. Для такой техники нужны специалисты как по настройке и обслуживанию, так и разработчики отечественного программного обеспечения под сельскохозяйственное оборудование, — пояснила Жильцова.

В числе мер по решению кадрового вопроса в пищевой промышленности она предложила усилить работу по созданию привлекательных условий труда, повысить престиж рабочих профессий, а также разработать стимулирующие механизмы вознаграждения за сложность работы и повышение квалификации.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза «Новый труд» Мария Коледа отметила, что причины дефицита связаны с массовым уходом кадров в другие сферы.

— Люди, долгое время работавшие поварами, пекарями и сборщиками заказов за низкую зарплату, ушли в другие профессии и варианты занятости, — сказала она. — Пищевая промышленность с её устаревшими производственными нормами, строгим графиком и низкими зарплатами уступила в борьбе за трудовые ресурсы.

По словам Коледы, в течение десятилетий отрасль полагалась на относительно доступную рабочую силу, в том числе на трудовых мигрантов.

— Сейчас эти источники истощаются или становятся менее доступными. Пищевая промышленность, традиционно зависящая от большого объёма ручного труда, оказывается в числе аутсайдеров в борьбе за уменьшающийся человеческий капитал. Молодёжь не видит перспектив в специальностях с низкой оплатой и тяжелым физическим трудом на пищевых производствах, — пояснила она.

Кроме того, по мнению эксперта, бизнес зачастую не готов адекватно реагировать на вызовы времени: вместо значительного повышения зарплат и инвестиций в автоматизацию и улучшение условий труда компании предпочитают временно закрывать пробелы, увеличивая нагрузку на оставшихся сотрудников. Пока труд в пищевой отрасли будет считаться низкоквалифицированным и мало оплачиваемым, дефицит кадров будет только усиливаться, подытожила Мария Коледа.

Лента

Все новости