РФ ужесточает требования к иностранным инвестициям в критическую инфраструктуру


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Россия ужесточит контроль над иностранными инвестициями в стратегические секторы страны

В России планируют ужесточить режим для иностранных инвесторов, включая представителей дружественных стран, сообщили «Известия». Изменения коснутся активов, важных для обороны и национальной безопасности. Сделки с таким имуществом, которые раньше могли проходить без обязательного согласования, теперь будут требовать одобрения специальной комиссии. Ранее президент продлил ограничение до конца года на сделки с долями, принадлежащими иностранцам из недружественных государств, в стратегических российских компаниях, некоторых банках и энергетических предприятиях. Какие выгоды государство сможет получить от таких ограничений и как они скажутся на инвестиционном климате России — в материале «Известий».

Как изменятся правила для иностранных инвесторов

Власти намерены расширить меры ограничения для иностранных инвесторов при вложениях в российские предприятия. Об этом «Известиям» сообщили источники, осведомленные об обсуждении данной инициативы. В распоряжении редакции оказались материалы к заседанию правительственной комиссии по законопроектной деятельности, подлинность которых подтвердил собеседник из отрасли. В правительстве данную инициативу поддержали, рассказал источник из кабмина изданию.

С документов следует, что действие Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» будет распространено на более широкий круг сделок, требующих согласования с комиссиями, назначенными правительством, пояснил член Московского отделения «Деловой России» Алексей Бегаев.

Если законодательно нововведение примут, сделки иностранцев по приобретению государственного имущества, используемого в стратегических областях — например, в оборонной индустрии, добыче полезных ископаемых или коммуникациях, — будут подлежать обязательному согласованию через соответствующие комиссии. При этом ограничения коснутся не только крупных контрактов с ключевыми стратегическими компаниями, но и любых операций с их имуществом, находящимся в государственной либо муниципальной собственности, добавил юрист адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Рустам Большаков.

Со 2022 года граждане стран, признанных недружественными, не могут приобретать земельные участки вблизи государственных границ РФ, в природных заповедниках и национальных парках, на землях сельхозназначения, а также рядом с военными объектами и аэропортами.

Кроме того, согласно представленным документам, под обязательное согласование попадет покупка активов компаний, работающих с недрами. Это касается даже тех недр, которые не входят в список федерально значимых, как теперь указано в законе. Контроль будет распространен не только на крупные месторождения, отметил Рустам Большаков. В настоящее время доступ к недрам федерального уровня могут получать компании с долей иностранного участия не выше 25%.

Еще одна область расширяемых ограничений — приобретение активов рыбопромышленных компаний, если более половины их дохода приходит от рыболовства, а стоимость активов и дочерних подразделений превышает 800 млн рублей, отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

— Законопроект расширяет действующие правила для иностранных инвесторов. Теперь они распространяются не только на долевые сделки с крупными компаниями, но и на иные случаи. По сути, закон становится более строгим, охватывая расширенный круг сфер, важных для безопасности страны при приобретении объектов иностранцами, — подвел итог Владимир Груздев.

В самом документе не уточняется, на инвесторов из каких стран будут распространяться новшества, значит, речь может идти и о представителях дружественных государств, отметил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Сейчас закон об иностранных инвестициях включает в себя 51 пункт и более 100 видов деятельности стратегического характера, уточнила глава корпоративного отдела юридической компании «Митра» Алина Ахметова. Список включает оборонную промышленность, связь и IT, химическую и фармотрасль, навигационные системы и космическую сферу.

Ранее власти вводили ограничения на зарубежные инвестиции в ключевых отраслях и регионах. С 14 марта текущего года по 1 января 2028 года иностранцам из недружественных государств запрещена государственная регистрация прав на недвижимость в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Исключения составляют случаи наличия специальных разрешений, которые согласовываются с правительством и выдаются при отсутствии угрозы для безопасности страны. Аналогичные требования о спецразрешениях будут применяться и относительно новых мер, подчеркнул Владимир Груздев.

В начале года рассматривался случай владения иностранцами активами стратегического объекта без согласия правительственной комиссии. В январе 2025 года прокуратура подала иск, указав, что структуры аэропорта Домодедово контролировались иностранными резидентами — Дмитрием Каменщиком (Турция, ОАЭ) и Валерием Коганом (Израиль). Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск Генпрокуратуры и постановил конфисковать в пользу государства активы «ДМЕ холдинга».

К тому же, в декабре 2023 года президент Владимир Путин продлил запрет до конца 2025 года на операции с долями иностранных инвесторов из недружественных стран в стратегических компаниях России, отдельных банках и других организациях, включая сферу топливно-энергетического комплекса.

Зачем вводят ограничения для иностранных инвестиций

Как пояснил Конституционный суд РФ, ключевая цель закона об иностранных инвестициях — ограничить иностранный капитал в стратегически важных компаниях и не допустить получение контроля над ними зарубежными инвесторами без согласования, пояснила Алина Ахметова из «Митра».

Ярослав Кабаков уверен, что контроль усиливают для повышения национальной безопасности и защиты стратегических ресурсов. Для государства важно снизить уязвимость экономической системы и исключить влияние на ключевые отрасли. «Известия» направили запросы в Минфин и Минэкономики с вопросом о причинах этой инициативы.

— Для инвесторов это означает расширение типов сделок, требующих предварительного согласования, увеличение сроков процедуры и рост юридической неопределенности, особенно когда речь идет о приобретении потенциально стратегических активов, — разъяснил Ярослав Кабаков.

Экономист РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Гордиенко уточнил, что ужесточение предусмотрено по нескольким направлениям. Любые сделки, нарушающие закон и дающие иностранцу контроль над стратегическим обществом, будут признаны недействительными и не имеют юридической силы. В судебном порядке возможно изъятие приобретенных акций, имущества и доходов от таких операций в пользу государства с учетом факторов риска для безопасности. Стратегические компании могут взыскивать с иностранных инвесторов убытки и вред, причиненный имуществу.

В «Финам» отметили, что экономические последствия такого ужесточения неоднозначны. В краткосрочном периоде меры могут снизить поток иностранных капиталов в отрасли с большой капиталоемкостью, повысить стоимость заимствований и замедлить развитие проектных инициатив, кроме того, ограничения могут ограничить обмен технологиями и участие в международных цепочках. Ограничения делают сделки более сложными и дорогими, отпугивают инвесторов и снижают финансирование проектов. Тем не менее события такого рода важны для обеспечения независимости страны.

По словам Ярослава Кабакова, на инвестиционный климат России влияют как санкции, так и высокая доля государства в ключевых отраслях. Важную роль играет и ключевая ставка, которая ограничивает возможности бизнеса для инвестиций, а также интерес инвесторов к финансовому рынку, добавила ведущий аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева.

Ситуацию возможно улучшить через понятные и оперативные процедуры согласования, защиту мелких инвесторов, стабильное налоговое законодательство и поддержку общественно-частных проектов, которые способны привлечь технологии и капитал без утраты контроля над стратегически важными активами, резюмировали в «Финам».

Лента

Все новости