США объявили о введении новых санкций в отношении России, затрагивающих две крупнейшие российские нефтяные компании. Целью этих мер является ограничение экспорта нефти в два ключевых для России углеводородных рынка — в Индию и Китай. Оценить эффективность санкций можно будет только в дальнейшем, однако фундаментально нефтяной рынок не в состоянии обойтись без российского сырья. Интересно, что этому во многом способствует сам американский нефтяной рынок, который помогает поддерживать глобальное равновесие. Подробнее о роли рынка США и его значении читайте в материале «Известий».
Возвращение к максимальному спросуБолее 15 лет назад в развитых странах, преимущественно входящих в «коллективный Запад», считалось, что достигнут пик нефтяного спроса — концепция, пришедшая на смену пику добычи. Это объяснялось такими факторами, как замедление роста населения, технологические улучшения и повышение топливной эффективности, а также социально-политические меры по сокращению энергопотребления и переходу на альтернативные источники энергии.
В основном это затронуло Европейский союз и страны Восточной Азии, но и США также испытали подобную тенденцию. Несмотря на растущее производство нефти на фоне сланцевого бума, потребление снизилось заметно. В начале 2010-х годов оно было около 18 млн баррелей в сутки против пиковых 20,8 млн баррелей в 2005 году.
Тем не менее, снижение импорта и падение цен изменили привычки американских потребителей. Несмотря на усилия экологических инициатив, экономия топлива стала менее популярной. Это происходило при администрациях Барака Обамы, Дональда Трампа (в первый срок) и Джо Байдена.
В отличие от Европы, в США не вводилось серьезных ограничений, общественный транспорт развивался слабо, а рынок электромобилей оставался небольшим, что не влияло фундаментально на снижение потребления нефти. Сейчас, с отменой ESG-инициатив и усилением споров вокруг экологических норм в некоторых штатах, постепенный возврат к традиционным видам топлива ускорился. Также автомобили в последние 20 лет стали значительно крупнее. В итоге, по прогнозу Управления энергетической информации США, в 2025 году ежедневное потребление нефти достигнет 20,6 млн баррелей, что станет самым высоким уровнем за последние 18 лет.
Нельзя также забывать и о политике Дональда Трампа, которая формирует тренды на будущее. В краткосрочной перспективе повышение пошлин может повредить экономике и замедлить рост потребления. Однако в перспективе такая политика стимулирует спрос — поддержка крупных автомобилей американского производства является частью протекционистской стратегии действующей администрации.
До 2024 года энергетический сектор США полагал, что пиковый уровень потребления нефти, достигнутый в 2005 году, не будет преодолен. Рост технологической эффективности означал, что после временного восстановления спрос достиг пика не только в США, но и в других развитых странах, таких как Германия, Франция и Япония. Немного ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало сокращение потребления в США начиная с 2025 года до 20,01 млн баррелей в сутки к 2030 году.
Сегодня эти прогнозы пересматриваются, и уже на период до 2026 года МЭА видит небольшой рост потребления в следующем году. Помимо названных факторов, нельзя забывать, что предложение часто влияет на спрос: нефтяная отрасль в США удерживает низкие топливные налоги, что обеспечивает относительно дешевый бензин и дизельное топливо по сравнению с другими богатыми странами. США потребляют около 20% мировой добычи нефти.
Однако структура этого спроса изменилась. В 2005 году пик приходился главным образом на бензин и дизель. Сейчас их доля уменьшилась по сравнению с предыдущими максимумами, и самой быстрорастущей категорией стал этан, который используется как сырьевой компонент в нефтехимии для производства пластика. Быстрый рост наблюдается и в потреблении авиационного топлива в США.
Наряду с этим некоторые успехи в экономии топлива все же зафиксированы. Среднестатистический американский автомобиль 2024 года расходует на 40% меньше бензина, чем модель 2005 года, около 9,45 литров на 100 км. Это существенный шаг вперёд по сравнению с периодом 1988–2004 годов, когда топливная эффективность снижалась на 12% из-за покупки все более тяжелых и менее экономичных внедорожников.
Снятие ограничений на экономиюАдминистрация Трампа планирует отказаться от обязательств по повышению топливной экономичности. С 1975 года автопроизводители в США сталкивались с штрафами, если не достигали установленных целей, однако сейчас Белый дом решил не применять наказания, давая отрасли большую свободу. Низкие цены на нефть стимулируют американцев приобретать крупные внедорожники и кроссоверы. Стоимость топлива на американских заправках заметно ниже, чем в Европе, несмотря на меньшую экономичность автомобилей.
В сочетании с отсутствием массового развития электромобилей, вероятно, объем потребления бензина в США окажется значительно выше прежних прогнозов. С учетом растущего спроса на авиационное топливо и нефтехимию новый рекорд потребления нефти в стране стал практически неизбежен. На фоне стремительного роста Китая, который активно внедряет электрокары, США остаются самым крупным мирным потребителем нефти, и происходящее здесь будет иметь глобальное влияние.
В то же время, маловероятно, что добыча нефти будет расти такими же темпами. Низкие цены не позволяют большинству производителей сланцевой нефти получать устойчивую прибыль, и, несмотря на лозунг «Бури, детка, бури» с времен администрации Буша, инвестиций не прибавляется — предпочитают фиксировать текущую прибыль. По прогнозам EIA, добыча в этом году достигнет 13,6 млн баррелей в сутки, а в следующем увеличится всего на 100 тыс., то есть в пределах погрешности.
В описанных условиях США выступают лучшим спонсором мирового нефтяного рынка и уже являются таковым. Взрывной рост спроса в Америке, в сочетании с расширением китайских закупок стратегических запасов, стал главным фактором, поддерживающим цены в 2025 году на фоне резкого роста добычи ОПЕК+, которая добавила более 2 млн баррелей. В таких условиях санкции оказываются неэффективным инструментом — при наличии спроса нефть всегда найдет путь на рынок. Торговля нефтью сложна и менее прозрачна и труднее поддается ограничениям.
Когда речь идет о санкциях, то их меры в текущих условиях могут иметь обратный эффект. Они ускорят процессы дедолларизации. Уже в 2023 году страны Залива начали отказываться от использования доллара при торговле с КНР. Отказ от петродоллара — долгий и сложный процесс, но растущая необходимость может привести к быстрому освоению альтернативных платежных систем.