Власти Грузии приняли решение прекратить ежедневные уличные протесты, которые продолжаются в центре Тбилиси в течение года. Недавно был одобрен закон, по которому за перекрытие дорог вместо штрафа теперь предусматривается арест на 15 суток, а повторное нарушение этого правила грозит уголовным преследованием. Об этом подробно разбирались «Известия».
Протест на улицеОсенью текущего года обострилась борьба между властью и оппозицией в Грузии. Ключевым событием стали муниципальные выборы, которые прошли 4 октября. На них правящая партия «Грузинская мечта» одержала победу во всех муниципалитетах, получила существенное большинство в городских и районных советах и заняла мэрские посты в крупных городах.
За долгое время до выборов оппозиция призывала к «мирному свержению власти», в результате вечером 4 октября в Тбилиси собралось большое количество протестующих. Они сначала перекрыли проспект Руставели, а затем попытались штурмовать президентский дворец. Итогом стали столкновения с силовиками, которые применили водометы и слезоточивый газ.
Так и не случилось «мирного свержения», но ситуация дала повод властям перейти в наступление против оппонентов. В середине октября парламент Грузии ускоренно ужесточил ряд законодательных норм, регулирующих проведение акций протеста. Участникам митингов запретили носить маски и препятствовать движению транспорта.
Теперь за подобные нарушения вводится административный арест на 15 суток, тогда как ранее применялся только штраф. Организаторов акций могут задерживать на 20 суток. Если участник протестов отказывается выполнять требования сотрудников МВД, ему грозит изолятор на 60 суток. При повторных нарушениях следует уголовное дело и лишение свободы до одного года.
Полиция оперативно начала применять новые правила. 21 октября МВД сообщило, что за три дня выявлено 53 случая нарушения закона участниками митингов. Некоторые активисты были задержаны, в отношении других скоро начнется административное разбирательство. Позже было отмечено еще около 30 задержаний.
22 октября протестующим впервые с ноября прошлого года не удалось заблокировать движение на проспекте Руставели. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе выразил по этому поводу оптимизм: «Радикализм должен быть полностью уничтожен. Недопустимо, чтобы 50 радикалов подавляли 1,7 миллиона жителей Тбилиси», — заявил он.
От утреннего события к запретамПараллельно ведется расследование беспорядков 4 октября. После тех событий полиция задержала свыше 60 человек, включая пяти организаторов акции. Еще несколько фигурантов известны, но они находятся за границей. Среди них бывший сотрудник МВД Ираклий Шаишмелашвили, живущий в США, который продолжает призывать к митингам и дает рекомендации по поведению во время столкновений с силовиками.
В правящей партии выражают серьезное недовольство в адрес европейских структур, которые не осудили оппозицию за беспорядки и повторно критикуют действия полиции. «Брюсселю следует вернуться к основным европейским ценностям и прекратить поддержку насилия как политического инструмента», — отмечает спикер парламента Шалва Папуашвили.
Также готовится запрет на несколько партий, включая крупнейшее оппозиционное объединение «Единое национальное движение» (ЕНД), основанное бывшим президентом Михаилом Саакашвили. Это связано с выводами специальной следственной комиссии, расследовавшей преступления команды, правившей с 2003 по 2012 годы, включая события войны 2008 года.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе отметил, что к концу октября иск в Конституционный суд о запрете будет подан. «Единственным конкурентом правящей команды является криминальная политическая сила — «коллективное национальное движение». В таких условиях нормальная демократия невозможна, поэтому нам нужно оздоровить политический процесс», — объяснил он.
16 октября парламент уже одобрил поправки, согласно которым при запрете партии ее члены теряют право баллотироваться в парламент и органы власти. «Эти лица также не смогут занимать руководящие должности в государственных учреждениях и переходить в другие партии», — сообщил депутат Арчил Гордуладзе.
Интересно, что шансы на рассмотрение иска были неопределёнными из-за отсутствия одного судьи в Конституционном суде. Для избрания нового судьи требуется согласие большинства депутатов, а в парламенте было лишь 89 представителей правящих кругов. Однако 20 октября стало известно, что партия «Гахария для Грузии» отказалась от бойкота, и с их 12 мандатами кандидатура нового судьи может быть утверждена.
Оппозиционные деятели предупреждают, что возможны дальнейшие ограничения. «Возможно, нам запретят выезд за границу и появление на телевидении. За участие в передачах телеканалы будут штрафовать. Кроме того, могут ввести различные санкции и даже начать задержания для тех, кто не подчинится новым нормам», — рассуждает глава ЕНД Тина Бокучава.
Мнение экспертовПолитолог из Грузии Заал Анджапаридзе уверен, что запрет нескольких партий существенно ослабит оппозицию.
— Речь идет примерно о десяти объединениях, включая ЕНД и связанные с ней силы. Не вижу препятствий для запрета. Вопрос в том, как дальше будут развиваться события. На последних выборах эти партии вместе набрали около 800 тысяч голосов. Очевидно, что их сторонники отнесутся к запрету негативно, хотя готовых протестовать из них будет меньше. Власти, видимо, рассчитывают справиться с последующей ситуацией, — рассуждает он.
Глава исследовательского института SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе отмечает, что у грузинских властей есть все основания для запрета оппозиции.
— Попытка госпереворота 4 октября была очевидна. ЕНД открыто поддержала эти события, а в акции лидировал бывший генпрокурор времен Саакашвили Муртаз Зоделава. Логично, что за это силы понесут наказание. Оппозиция сейчас полностью разгромлена и в трудном положении. Я бы советовал другим партиям, не под угрозой запрета, дистанцироваться от ЕНД, ведь это их единственный шанс сохраниться, — считает он.