Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что грабители могут попытаться распродать украденные из Лувра 19 октября реликвии по отдельным частям. Прежде всего, речь идет о ценных и редких драгоценных камнях, которыми украшены похищенные экспонаты. Преступники проникли в один из крупнейших музеев мира, притворившись ремонтниками здания, и за несколько минут вывезли коллекцию ювелирных украшений семьи Бонапартов. Их минимальная номинальная стоимость, по предварительным оценкам, составляет десятки миллионов долларов, однако на самом деле эти вещи представляют собой бесценные исторические артефакты. Специалисты уже назвали случившееся «пощечиной всему французскому народу». В материале «Известий» рассказывается, как прошло «ограбление века» и зачем воришки забрали экспонаты, которые невозможно легально продать.
Как было совершено ограбление ЛувраДерзкий и простой, но наглый план ограбления мог бы послужить сюжетом для фильма: воры днем проникли в один из самых охраняемых музеев мира, забравшись по лестнице с автовышки, и за несколько минут вынесли драгоценные предметы. Однако это не фантазия, а реальное преступление, потрясшее Францию. Утром 19 октября группа из нескольких злоумышленников таким образом проникла в Лувр. Они вырезали стекло болгаркой, вскрыли витрины галереи Аполлона и похитили девять экспонатов из коллекции ювелирных украшений французской короны. По разным данным, на совершение преступления ушло от четырех до семи минут.
Как сообщает газета Le Parisien, двое из преступников были переодеты в рабочих с желтыми жилетами. Один из них был оставлен во время побега на месте преступления. Позже появилось видео с камеры внутри музея — грабеж был совершен при свидетелях, которые, судя по всему, даже не заподозрили ничего подозрительного. Министр внутренних дел Франции Лоран Нуньес не исключил, что преступники могли быть иностранцами.
— Кража в Лувре — явное дело профессионалов, которые знали объект и выбрали удобное время. Ведь все произошло в части музея, где велись ремонтные работы, и система наружного видеонаблюдения там была отключена, — рассказал «Известиям» французский юрист Ален Дюфло.
Возможная судьба похищенных экспонатовГрабители не взяли знаменитый «Регент» — крупнейший бриллиант в коллекции Наполеона весом свыше 140 карат. Однако, по информации Le Parisien, среди украденного — набор украшений, сервиз, ожерелье, серьги, две короны и брошь. Два из девяти похищенных предметов уже были найдены, в том числе корона императрицы Евгении, супруги Наполеона III, украшенная 1354 бриллиантами и 56 изумрудами. Этот головной убор, созданный ювелиром Александром-Габриэлем Лемонье, должен был впечатлить посетителей Всемирной выставки 1855 года в Париже. После кражи корону обнаружили поврежденной за пределами музея. Ущерб от утраты остальных предметов монархии оценить невозможно, отмечают специалисты.
— Я видел фотографии, и если рассматривать эти вещи как обычные ювелирные изделия, их стоимость составляет десятки миллионов долларов. Но эта оценка приблизительная и скорее заниженная. На самом деле это бесценные произведения ювелирного искусства первой половины XIX века, созданные выдающимися мастерами: семья Бонапартов сотрудничала лишь с лучшими. Это не просто украшения, а настоящие шедевры. Кроме того, эти предметы имеют огромную историческую ценность, так как были связаны с императорской семьей Франции, — поделился «Известиям» искусствовед и коллекционер Сергей Подстаницкий.
По мнению эксперта, грабители могут преследовать цель не столько в сохранении самих объектов, сколько в извлечении драгоценных камней.
— Подозреваю, что украшения могут уничтожить ради драгоценных камней, которые легче реализовать. Есть ряд стран в Восточной Африке и Азии с состоятельными людьми, где не действует европейское законодательство, и там камни могут просто перепродать диктаторам, — выразил опасения Подстаницкий.
Еще один вариант развития событий — попытка получить выкуп, поскольку украденные изделия в первоначальном виде невозможно продать.
— В последние семьдесят лет часто встречаются случаи, когда кража совершается ради получения компенсации от страховой компании или самого музея. Злоумышленники связываются с пострадавшей стороной и требуют часть суммы. Для страховых компаний это порой дешевле, чем выплачивать полное возмещение за утрату вещей, — объяснил эксперт.
«Пощечина всему французскому народу»Последний зарегистрированный крупный инцидент в Лувре был кража картины Камиля Коро «Дорога на Севр» в 1998 году, которая до сих пор не найдена. Современная кража обращает серьезное внимание на безопасность в музеях Франции, в частности в главном музее страны, отметила доктор публичного права и президент Ассоциации «Комитас Генциум Франция-Россия», профессор МГУ Карин Беше-Головко в интервью «Известиям».
— Это серьезный удар по репутации Лувра и французских властей. Как теперь можно доверять им при организации временных выставок? — подчеркнула она.
Символично, что украденные реликвии связаны с наполеоновской эпохой — символом утраченной мощи Франции, что делает событие чрезвычайно значимым для народа, отметил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
— Это пощечина не только властям, но и всем французам, — уверен он.
Тем не менее Федоров предупредил о том, что не стоит политизировать ограбление, так как противникам властей лучше выбрать другой способ нанесения удара.
Французский политолог Николас Миркович заявил «Известиям», что кража в Лувре — настоящая трагедия для Франции, затрагивающая часть национального культурного наследия в одном из важнейших музеев планеты.
— Французы испытывают глубочайшую скорбь, ведь это общее достояние нации. Также наблюдается сильнейшее возмущение. Как такое возможно — что музей Лувр защищен так слабо? Порой в Париже неправильно припаркованный автомобиль мгновенно фиксируется камерами и владелец получает штраф, а ни одной камеры рядом с Лувром не оказалось для сохранения ценностей, — подчеркнул политолог.
Он добавил, что недавно в Лувре была забастовка работников, жаловавшихся на нехватку ресурсов для безопасности, и что французские структуры вновь оказались не в состоянии защитить государственное имущество.
По мнению эксперта, уровень преступности во Франции достиг эпидемии: ежедневно фиксируются сотни квартирных краж, хищений и мошенничеств по статистике 2024 года.
— Кажется, что ни полиция, ни судебная система не способны эффективно защищать людей. Кражи культурных ценностей составляют примерно три случая в день — это слишком много. Очевидно, что полиции не хватает ресурсов, а многие преступления остаются неизвестными, так как граждане все меньше доверяют правосудию, — констатировал Миркович.
Он также отметил системные проблемы в подготовке, оснащении и финансировании полиции. Франция является привлекательной целью для преступников за счет богатой истории и множества художественных ценностей, и защита собственности становится все более сложной задачей. Организованность криминальных групп растет, подчеркнул политолог.
19 октября музей был закрыт. Точные размеры ущерба пока не определены. Расследование ведет местная прокуратура. Пока расследование продолжается, а кинематографисты, возможно, борются за съемки фильма о случившемся, для властей эта история стала поводом пересмотреть ошибки, позволившие совершить «ограбление века» в одном из самых охраняемых музеев Франции.