Правительство приняло решение продлить действие механизма, который позволяет региональным администрациям, производителям и торговым сетям заключать соглашения о мерах по сдерживанию цен, до конца 2029 года. В статье «Известий» рассматривается, почему было принято такое решение и обсуждается возможность расширения механизма на новые категории социально значимых товаров.
Итоги инициативыВнесённые изменения касаются механизма временного регулирования цен, осуществляемого посредством соглашений между региональными органами власти и представителями разных отраслей, сообщили «Известиям» в пресс-службе ФАС. По состоянию на октябрь 2025 года указанные договора уже действуют в 71 регионе России. Поскольку данный инструмент доказал свою эффективность и получил широкое распространение на местах, было решено продлить его действие до 31 декабря 2029 года.
Продление срока действия соглашений о стабилизации цен направлено прежде всего на защиту потребительских интересов, рассказала «Известиям» Ольга Позднякова, руководитель направления «Народный фронт. Аналитика». Обычно затраты, вызванные инфляцией, полностью перекладываются на покупателей, что проявляется в повышении цен или уменьшении количества товара при сохранении стоимости. Механизм таких договоренностей помогает распределить инфляционные риски между государством, торговыми сетями и производителями.
— Контролировать соблюдение условий соглашений возможно благодаря регулярному мониторингу цен на одни и те же товары, включённые в договоренности, — пояснила она. — Многие торговые сети имеют цифровые платформы с возможностью онлайн-покупок и доставки, что облегчает контроль в электронном формате. Обратная связь от клиентов помогает выявлять случаи необоснованного повышения цен или другие нарушения. При их выявлении предусмотрено применение штрафных мер в отношении производителей и торговых сетей.
По мнению эксперта, для выбора товаров, включаемых в соглашения о стабилизации цен, существенно проводить консультации с производителями, розничными сетями и потребителями.
Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ, в интервью «Известиям» подчеркнул, что главным и самым эффективным способом сдерживания цен является развитие конкуренции на рынке. Именно она способствует снижению стоимости и повышению качества товаров и услуг.
— За прошедший год средняя наценка на продукты первой необходимости в сетевой рознице уменьшилась вдвое, достигнув исторического минимума в 3–3,5%. Это свидетельствует о ответственном подходе ритейлеров к формированию цен в условиях саморегулирования, которому торговые сети намерены следовать и в дальнейшем, — отметил он.
По словам Богданова, система предотвращения необоснованного роста цен строится на комплексном подходе, включающем постоянный мониторинг и открытое взаимодействие бизнеса с государственными органами. Главным фактором остаётся конкуренция и рыночные механизмы. Необходимо помнить, что прямое вмешательство в ценообразование и уровень наценок нарушает рыночные принципы, ограничивая возможности компаний по инвестициям, расширению ассортимента, поддержанию доступных цен и развитию бизнеса.
Возмещение затратПо словам Натальи Шагайды, директора Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Президентской Академии, любое искусственное ограничение роста цен негативно влияет на производителей, особенно если они не могут компенсировать увеличившиеся расходы за счёт продажи других товаров. Например, после введения фиксированных цен на рафинированное дезодорированное масло в конце 2020 года цены на нерафинированное масло сразу повысились, что наглядно показывает перераспределение финансового давления.
— Производители согласны на стабилизацию цен только если себестоимость продукции находится в пределах заданного диапазона или они могут переложить рост затрат на другие, не регулируемые товары. В противном случае они вынуждены сокращать производство или прекращать его вовсе. Тогда государство вынуждено вмешиваться — предоставлять субсидии или фактически требовать выпуск определённых видов продукции, чтобы предприятия не оказались убыточными, — отметила эксперт.
Торговые сети в подобных ситуациях действуют по схожему принципу, добавила специалист. При убыточности реализации отдельных товаров ритейлеры стремятся покрыть потери за счёт повышения цен на другие группы продукции или сокращают долю регулируемых товаров в своем ассортименте.
— В настоящее время в списке социально значимых товаров находится 24 позиции, — подчеркнула она. — Государство контролирует цены на эти продукты и содействует сдерживанию их роста, сохраняя сниженную ставку НДС на широкий перечень товаров. Крупные ритейлеры также поддерживают ассортимент с минимальной наценкой — своего рода социальную корзину, позиции которой часто убыточны, но воспринимаются как проявление корпоративной социальной ответственности.
Вместе с тем контроль цен на конечном этапе поставок малоэффективен, если одновременно растут затраты на сырьё и ресурсы, отметила Наталья Шагайда. Она подчеркнула, что стабильным инструментом ценообразования остаётся развитие конкуренции. Международный опыт показывает: административные меры могут временно облегчить ситуацию, но со временем приводят к искажению рыночных механизмов и снижению эффективности экономики.
Продление данной политики продолжит оказывать давление на финансовое состояние производителей и торговых сетей, главным образом уменьшая их прибыль, пояснила «Известиям» младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Екатерина Щекина. В итоге бизнес сталкивается с ограничениями при попытках компенсировать рост затрат — на персонал, логистику, аренду и другие расходы — за счёт повышения розничных цен.
— Контроль за выполнением данного механизма может осуществляться через запросы ФАС по отдельным продовольственным товарам, фактическим объёмам и ценам как при закупке, так и при реализации, — объяснила она. — Чтобы сгладить негативные последствия, производители и торговые сети будут продолжать совершенствовать внутренние процессы и фокусироваться на продуктах с высокой маржинальностью.