Осенью 2026 года в России может быть запущен новый механизм комплексного урегулирования долгов граждан перед кредиторами. Законопроект, регламентирующий эту систему, был направлен в Госдуму и предполагает возможность согласования плана реструктуризации задолженности с несколькими кредиторами одновременно через одного из них. Об этом 16 октября сообщила газета «Деловой Петербург».
Эта инициатива должна стать альтернативой действующей процедуре банкротства физических лиц и упростить процесс для заемщиков, имеющих обязательства перед несколькими финансовыми организациями. Согласно законопроекту, должнику достаточно будет обратиться к одному кредитору, который в течение 10 дней обязан связаться с остальными, уведомить их о запуске процедуры и согласовать условия реструктуризации.
Необходимость внедрения данного механизма связана с критической ситуацией, вызванной множественными кредитами у населения. По данным Центробанка на 1 января 2025 года, 46% заемщиков имеют два и более кредита, а 25% клиентов с тремя и более долговыми обязательствами составляют половину общей банковской задолженности, которая достигает 19 трлн рублей.
Директор по риск-методологии Объединенного Кредитного Бюро Николай Филиппов отметил готовность инфраструктуры бюро к расширению функций.
«По сути, речь идет о взаимодействии заемщика с рынком, где «единой точкой» контакта выступает один из кредиторов, а коммуникацию берут на себя БКИ. В этом процессе появляются новые технологические решения, например, уведомление кредиторов о ходе процедуры урегулирования задолженности — ее начале и принятых решениях», — пояснил он.
Тем не менее, представители банковской сферы выражают скепсис по поводу эффективности предложенного новшества. Сбербанк сообщает, что за восемь месяцев 2025 года было заключено всего 24,5 тысячи сделок по добровольному комплексному урегулированию на сумму 11,3 млрд рублей, при этом количество заявлений о реструктуризации превысило 3 миллиона.
Эксперты выделяют ключевую проблему — добровольность участия кредиторов в механизме.
«Данный процесс не является принудительной реструктуризацией, как в банкротстве, а представляет собой инструмент для организации переговоров. Учитывая отсутствие санкций к кредиторам, которые проигнорируют процедуру, актуальность снижается. Вероятный сценарий — ограниченное применение института. Кредиторы, не видя выгоды, массово будут игнорировать уведомления через БКИ, особенно по невыгодным заемщикам, и процесс превратится в формальность», — подчеркнул юрист Maxima Legal Иван Первашов.
Генеральный директор компании «Санкт-Петербургский арбитражный управляющий» Роман Степанов предупреждает, что процедура лишь отсрочит, но не решит проблему долгов.
«Это поможет изменить условия договоров и решить некоторые долговые проблемы. Однако для другой части граждан ситуация ухудшится: вместо быстрого обращения к банкротству они потратят время на новую процедуру, которая в итоге не поможет, и все равно будут вынуждены пройти через банкротство», — отметил он.
«Известия» 24 сентября ознакомились с документами Минфина РФ, из которых следует, что власти планируют уменьшить порог по уплате НДС для малого и среднего бизнеса с текущих 60 млн до 10 млн рублей в год.