В России предложили ввести потолок цен на заправках АЗС


Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

В России предлагают ввести потолок цен на топливо по формуле 2024 года плюс инфляция

В России поступило предложение установить максимально допустимые цены на автозаправочных станциях (АЗС). С соответствующей инициативой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обратился Национальный автомобильный союз (НАС). Союз предлагает внедрить специальный индекс расчета — стоимость топлива в аналогичный день прошлого года с прибавкой инфляции. В 2025 году на некоторых заправках цены росли гораздо сильнее инфляции, несмотря на рекомендации органов власти, что уже вызвало проверки и меры со стороны антимонопольных органов. Задумываются ли власти и бизнес над поддержкой этого предложения — в материале «Известий».

Способ формирования потолка цен на автозаправках

Идея ограничения цен на АЗС принадлежит Национальному автомобильному союзу. «Известия» ознакомились с письмом президента союза Антона Шапарина, адресованным руководителю ФАС Максиму Шаскольскому.

— При текущем внимательном контроле правительства за поставками топлива и его стоимостью в российских автозаправках считаем целесообразным ввести максимальную цену как особый механизм контроля. Этот показатель должен вычисляться по ценовому индексу: цена топлива не должна превышать среднюю цену по региону на соответствующий день 2024 года с учетом накопленной инфляции, — рассказал «Известиям» Антон Шапарин.

Ранее «Известия» сообщали, что в ряде регионов некоторые АЗС стали ограничивать объемы отпуска топлива и повышать цены. Несетевые станции увеличили цены примерно на 10%, то есть на 5–8 рублей выше прайс-листа сетевых автозаправок. Такие случаи фиксировались в Тамбовской, Тверской и Липецкой областях.

Власти стараются не допускать роста розничных цен на бензин сверх инфляционных показателей в годовом разрезе либо приближенных к ним. Для этого регуляторы, прежде всего ФАС, оказывают давление на нефтяные предприятия.

— Важно учитывать, что существующие механизмы контроля ориентируются на вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), чьи сети придерживаются более стабильной ценовой политики, а независимые АЗС имеют свободу ценообразования. Цена Аи-92 на некоторых станциях превышает 70 рублей за литр, что на 4 рубля выше средней по рынку. Такое расхождение заставляет предполагать попытки отдельных игроков получить сверхприбыль на фоне сообщений в СМИ о возможном топливном дефиците, — подчеркнул Антон Шапарин.

Для усиления контроля Минэнерго и региональные отделения ФАС начали запросы к владельцам автозаправочных сетей с требованием объяснения причин роста цен, рассказывали «Известия».

— Некоторые АЗС поднимают цены выше уровня инфляции, рассчитывая избежать проверок или предоставить убедительные объяснения и уйти от штрафов. Именно поэтому появление единой, прозрачной и понятной для участников рынка нормативной базы, регулирующей цены на АЗС, является актуальным, — добавил глава НАС.

Письмо Национального автомобильного союза уже передано в ФАС и будет рассмотрено согласно установленным процедурам, сообщили «Известиям» в службе. Там подчеркнули, что ведомство ведет постоянный мониторинг цен на 12 тысячах АЗС. В начале 2025 года ФАС возбудила дело против ООО «Газпром ГНП продажи» из-за значительного снижения объемов продаж бензина на бирже: Аи-92 сократили на 74%, Аи-95 — на 50%. Дело сейчас рассматривается в ведомстве.

Территориальные органы службы также направили предупреждения сетям АЗС в Тверской и Тюменской областях. В «СО «Тверьнефтепродукт» и «Газпромнефть — региональные продажи» выполнили указания, что в Тюменском регионе привело к снижению цен на бензин и дизельное топливо на объектах компании, отметили в ФАС.

«Известия» также направили запросы в Министерство энергетики, топливные и нефтяные компании.

Правительство ранее принимало меры для стабилизации рынка. Например, в конце сентября продлен временный запрет на экспорт бензина и введены ограничения на другие виды топлива. Этот запрет действует до 31 декабря 2025 года, касаясь всех экспортеров, в том числе и производителей. Кроме того, постановлением введен запрет на экспорт дизельного топлива, судового топлива и других газойлей, включая купленные на бирже. При этом запрет не распространяется на поставки, осуществляемые напрямую производителями. Также вице-премьер Александр Новак предложил обнулить ввозные таможенные пошлины на импорт бензина из Китая, Южной Кореи и Сингапура.

Также 12 октября президент России Владимир Путин подписал указ, вводящий с октября по 1 мая 2026 года мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу. О подготовке этой меры на совещании с нефтяниками в кабмине 9 октября сообщали «Известия» ранее. В Минэнерго назвали данный мораторий способом стабилизации цен.

Документ также отменяет акцизы на дизель, который произведен путем смешения с авиационным керосином и другими компонентами, если он не произведен на нефтеперерабатывающем заводе.

Позиция бизнеса по введению потолка цен

Представители топливного бизнеса выступают против новых ограничений.

— Мы последовательно против введения потолков цен. Розничный сегмент фактически регулируется: цены в сетях ВИНК находятся в инфляционных пределах, в то время как оптовые котировки формируются на рынке. Такое соотношение вызывает регулярные ценовые напряжения: в сезон высокого спроса или при форс-мажорах оптовые цены поднимаются выше розничных. Крупные вертикально интегрированные компании способны некоторое время продавать розницу в убыток за счет устойчивой структуры всей вертикали, а независимые игроки — нет. Это ведет к дискриминации части рынка, локальным дефицитам и снижению инвестиций в инфраструктуру, — рассказал «Известиям» президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.

В НТС также отметили, что избыточное регулирование может стать проблемой для независимых АЗС, которых сегодня насчитывается около 25 тысяч в России. При этом порядка 70% по объемам реализации принадлежат ВИНКам, но по количеству станций независимые сети составляют около 60%. Вместо потолков разумнее создать прозрачную мониторинговую систему, которая одновременно отслеживала бы показатели розницы и опта с учетом издержек и нужной маржи для нормальной работы и развития АЗС, полагают в союзе.

Автогрузоперевозчики придерживаются иной точки зрения. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин заявил «Известиям», что мера, предложенная НАС, является давно назревшей и необходимой.

— Мы давно предлагаем государству следующий шаг: установить прямое регулирование розничных цен на топливо. Инициатива с потолком — первый хороший шаг. Регулирование не является капризом, а вынужденной мерой для стабилизации экономики и сдерживания инфляции. Контроль над этим стратегическим ресурсом позволит пройти сложный этап, обеспечив прогнозируемость для бизнеса и потребителей, — подчеркнул он.

По словам Владимира Матягина, рост цен на топливо наносит серьезный ущерб экономике: свыше 80% грузов перевозятся автомобильным транспортом, и даже небольшое повышение стоимости солярки отражается на цене товаров в магазинах.

Факторы, влияющие на цену топлива

Концепция потолка цен на АЗС по формуле «средняя цена за тот же день 2024 года плюс накопленная инфляция» кажется потребителю прозрачной, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Однако такой подход не учитывает рост налоговой и административной нагрузки, что может негативно сказаться на бизнесе, отметил он.

Введение потолка и его последующий мониторинг в течение года повысили бы прозрачность рынка и сделали более предсказуемыми расходы перевозчиков, уверен экономист Андрей Лобода. Вместе с этой мерой целесообразно внедрить налоговые льготы для топливных компаний и иные меры поддержки, добавил эксперт.

Сейчас большинство независимых АЗС в России сталкиваются с отрицательной маржой из-за рекордного повышения оптовых цен на топливо, говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Независимые заправки, удерживающие цены в пределах инфляции, несут убытки примерно в 4 рубля на литре бензина марок 92 и 95, сообщали в НТС. Таким образом, если им ограничить рост розничных цен без компенсаций, многие независимые станции будут вынуждены закрыться, что приведет к монополизации рынка ВИНКаим, предупреждает Сергей Кауфман.

Цена Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже 6 октября установила рекорд — 74,2 тыс. рублей за тонну. Стоимость Аи-95 в начале сентября также достигала исторического максимума — 82,3 тыс. рублей за тонну. По данным на 13 октября Аи-95 торгуется по 79,1 тыс., а Аи-92 — по 74,2 тыс. рублей за тонну соответственно, свидетельствуют биржевые данные.

Доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов уверен, что для решения проблем рынка топлива в долгосрочной перспективе стоит обратить внимание на увеличение мощностей нефтепереработки и формирование государственных резервов. Это позволит продавать партии бензина и дизеля через государство на бирже по мере необходимости, что снизит оптовые цены.

При применении предложенной Национальным автомобильным союзом меры стоит идти дальше и зафиксировать по указанному механизму не только цены на топливо, но и на автомобили, запасные части, расходные материалы, товары в АЗС-магазинах и прочее, считает заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.

— Ручное регулирование цен возможно, как мы видим в электроэнергетике или поставках природного газа физическим лицам, но такая реформа требует перестройки всей экономической модели производства топлива — от добычи нефти до нефтепереработки и оптовой реализации, — отметил депутат.

Для выхода из кризиса вместо усиления административного контроля необходим комплекс мер, направленных на восстановление баланса между оптовым и розничным рынками, считает член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.

Продление запрета на экспорт бензина и дизеля — уже действующая верная мера для насыщения внутреннего рынка, добавил он. Также важно усилить поддержку нефтеперерабатывающих заводов — обеспечить их безопасность, ускорить ремонты и технологическую модернизацию, а также оказать бюджетную помощь программам импортозамещения в нефтесервисе, заключил эксперт.

Лента

Все новости