Почему работа об инновациях получила Нобелевскую премию по экономике


Фото: REUTERS/Anders Wiklund/TT News Agency/via REUTERS

Нобелевка 2025 объясняет как инновации движут экономический рост и что это значит для России

Нобелевская премия по экономике 2025 года стала ответом на современные глобальные проблемы — замедление темпов роста мирового ВВП, усиливающееся неравенство и технологические изменения, считают эксперты, опрошенные «Известиями». Лауреатами премии стали Джоэл Мокир, Филипп Агьон и Питер Ховитт за вклад в понимание роста экономики, основанного на инновациях. Еще в 1992 году они представили модель «созидательного разрушения» — когда фирмы, продающие устаревшие товары, несут убытки при выходе на рынок обновленных продуктов. В материале «Известий» рассказывается, как можно применить эти исследования на практике и почему они актуальны для России.

За что была присуждена Нобелевская премия по экономике в 2025 году

13 октября Шведская королевская академия наук объявила имена лауреатов Нобелевской премии по экономике — ими стали Джоэл Мокир из университета Эванстона (США), Филипп Агьон, представляющий Коллеж де Франс и INSEAD (Франция), а также Питер Ховитт из Брауновского университета (США). Сумма премии в 11 миллионов шведских крон (примерно $1,15 млн или около 93,4 млн рублей) будет разделена между тремя учеными: половина достанется Мокиру, а оставшаяся часть — Агьону и Ховитту.

Исследователи получили награду за изучение влияния новых технологий на долгосрочный экономический рост. В частности, Джоэл Мокир опирался на исторические данные, чтобы объяснить причины перехода от экономической стагнации к устойчивому развитию. В своем труде он подчеркнул необходимость не просто знать, что работает, а иметь научное объяснение, почему это происходит.

Филипп Агьон и Питер Ховитт еще в 1992 году совместно разработали математическую концепцию «созидательного разрушения». Она утверждает, что предприятия, производящие устаревшие продукты, сталкиваются с убытками при появлении на рынке новых и усовершенствованных товаров.

Справка «Известий»

Хотя эту награду принято называть Нобелевской премией по экономике, она не была учреждена Альфредом Нобелем и не включена в его завещание. Ее основал Шведский государственный банк в честь 300-летия учреждения. Официальное название — премия Шведского госбанка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля. Выплатами управляет фонд Нобеля, а лауреатов выбирает Шведская королевская академия наук.

«Лауреаты продемонстрировали, что устойчивый экономический рост нельзя воспринимать как естественное явление. В течение большей части истории стагнация была нормой, а не ростом. Поэтому крайне важно осознавать и предотвращать угрозы постоянному развитию», — говорится в пресс-релизе Нобелевского комитета.

К подобным угрозам могут относиться компании, которые занимают доминирующее положение на рынке. Похожий вред наносит и ограничение академической свободы. Если сегодня не принять меры против этих рисков, «механизм, обеспечивающий устойчивость роста и творческое разрушение, может перестать функционировать, и людям придется вновь привыкать к стагнации», отмечается в сообщении.

Нобелевский комитет посвятил эту тему ответу на глобальные вызовы: замедление роста мирового ВВП (по прогнозу МВФ, он составит 3% в 2025 году против 3,2% в 2024-м), неравенство и структурные изменения, связанные с цифровизацией и развитием искусственного интеллекта, считает директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» и преподаватель НИУ ВШЭ Ярослав Кабаков.

Связь исследования с технологическими переменами обусловлена широким внедрением ИИ, автоматизацией промышленных процессов и цифровизацией экономики. Это вызывает вопросы у аналитиков о создании институциональной среды, которая будет стимулировать инновационное развитие и обеспечить справедливое распределение ресурсов, считает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Г.В. Плеханова Эльмира Асяева.

— Глобальная экономика переживает структурную трансформацию, когда классические факторы производства — труд и капитал — уступают место знаниям, технологиям и человеческому капиталу. Понимание механизмов этого процесса жизненно важно для разработки эффективной экономической политики, — полагает эксперт.

В 2024 году Нобелевскую премию получила работа Дарона Аджемоглу, Саймона Джонсона и Джеймса Робинсона, изучавшая связь между уровнем развития социальных институтов и экономическим благополучием страны. В бедных на момент колонизации странах внедрялись инклюзивные институты с широким вовлечением населения в принятие решений, что со временем способствовало росту общего процветания.

Почему исследование полезно для экономики

Работы нынешних лауреатов показывают, что устойчивый экономический рост не возникает самостоятельно. Необходимы институты, обеспечивающие защиту конкуренции и прав собственности, инвестиции в науку и образование, а также баланс между помощью существующим компаниям и поддержкой новых участников рынка, считает частный инвестор и основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров.

Государственные органы получают инструменты для оценки эффективности вложений в различные сферы общества — отдача от инвестиций может проявляться спустя десятилетия, но именно они формируют долгосрочную конкурентоспособность экономики, отмечает Эльмира Асяева из РЭУ имени Г.В. Плеханова. По ее мнению, авторы показывают важность защиты интеллектуальной собственности для стимулирования инноваций, но также предупреждают о риске чрезмерной монополизации знаний, что способно замедлить их распространение и применение.

Кроме того, развитие ИИ влияет на трансформацию мировой экономики и российской через несколько каналов, отмечает эксперт. Среди них — значительное увеличение производительности в отраслях, внедряющих автоматизацию и интеллектуальные технологии, создание новых продуктов и услуг, а также сокращение транзакционных издержек при масштабировании бизнеса.

В России национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года ставит цель стимулировать рост ВВП на 11,2 трлн рублей за счет использования ИИ и оптимизации бизнес-процессов. Однако успех зависит от того, удастся ли избежать блокировок инноваций бюрократическими процедурами и монополиями, подчеркнул Федор Сидоров.

Недавно Банк России активизировал обсуждение конкуренции на рынке с кредитными организациями. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила спустя два-три года после запуска сервисов, важных для инфраструктуры страны, обеспечить доступ к таким системам для всех участников рынка. Также отрасль выдвинула идею создания альтернативы платежной системе «Мир».

— В условиях эпохи ИИ и технологических прорывов устойчивый рост возможен лишь при формировании гибких институтов, которые стимулируют конкуренцию и фундаментальные исследования, а не защищают устаревшие отрасли. Для России это означает необходимость системных реформ — сокращения административных барьеров, защиты прав собственности и инвестиций в переобучение населения. Это важно, чтобы построить экономику, способную к собственным прорывным инновациям, а не только к адаптации чужих технологий, — подчеркнул Федор Сидоров.

По мнению эксперта по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Андрея Смирнова, для России такой подход подразумевает не только импортозамещение, но и создание собственных технологических платформ.


  • Теги:

Лента

Все новости