Федеральная антимонопольная служба (ФАС) взяла на себя задачу разработки законов, регулирующих деятельность маркетплейсов. Издание «Известия» изучило, в каком направлении будет двигаться регулирование и насколько оно отвечает интересам предпринимателей.
Проблема монополийФАС считает, что рынок онлайн-торговли в России сильно монополизирован. По словам руководителя службы Максима Шаскольского, правила, которыми регулируются продавцы на крупнейших маркетплейсах, нуждаются в изменениях.
В ответах для «Известий» представители ФАС напомнили, что в феврале ведомство направило предупреждения двум крупнейшим маркетплейсам о необходимости введения прозрачного и понятного механизма участия продавцов в акциях на добровольной основе. Эти предупреждения платформы выполнили в июне 2025 года. В августе в ведомство поступило множество жалоб от представителей малого и среднего бизнеса. В начале октября члены Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в информационных технологиях отметили наличие рисков в действиях маркетплейсов.
Правительство поставило перед ФАС задачу — подготовить к концу 2027 года ряд законопроектов, направленных на антимонопольное регулирование маркетплейсов. В частности, планируется создать платформу для отслеживания в режиме реального времени спроса и предложений на высокотехнологичную продукцию.
Совет Федерации проявил интерес к вопросу предоставления скидок покупателям, использующим карты банков, которые связаны с онлайн-площадками. Сенаторы считают, что таких преимуществ для аффилированных структур быть не должно, и цены должны оставаться одинаковыми для всех покупателей вне зависимости от способа оплаты.
К решению вопроса о равенстве конкурентоспособности участников рынка подключился и Банк России, поскольку дочерние банки маркетплейсов приобретают статус системно значимых.
Добровольно-принудительноФАС выявляет у ведущих маркетплейсов нарушения принципов прозрачности и баланса интересов. В числе проблемных практик — ситуации, когда площадка фактически устанавливает цену продавца, ограничивает право отказаться от дополнительных услуг, а также использует индекс остатков, что влияет на стоимость хранения и приводит к принудительным скидкам. Об этом сообщает заведующая лабораторией доказательной регуляторики Института Гайдара Любовь Филин.
— Эти инструменты создают угрозу ущемления интересов предпринимателей и искажают конкуренцию, — отмечает она.
Одновременно эксперт подчёркивает, что маркетплейсы реагируют на предупреждения ФАС и устраняют недобросовестные практики.
Логичное обоснованиеДоцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих считает, что законодательные изменения необходимы для устранения ценовой дискриминации и экономических противоречий.
— Различные тарифы для категорий товаров или регионов могут рассматриваться как необоснованная дискриминация. Сегментация пользователей создает риски нарушения антимонопольного законодательства при отсутствии прозрачного экономического обоснования, — утверждает она.
Рыжих подчеркнула, что ФАС применяет затратный метод регулирования, что иногда конфликтует с рыночными моделями платформ, где цены формируются исходя из потребительской ценности — динамика рыночного спроса и предложения трудно поддается формализации в рамках антимонопольного контроля.
— Также появляются проблемы с комиссиями и сборами. Различие комиссий по товарным категориям требует строгого экономического обоснования, а непрозрачность их формирования ведет к рискам нарушений. В случае больших разрывов между затратами и комиссиями могут выстраиваться монопольно высокие цены, — поясняет Линда Рыжих.
Массовые блокировкиФАС также защищает права правообладателей. Только в первые шесть месяцев 2025 года было заблокировано 3,1 млн карточек товаров на основании жалоб, связанных с нарушением интеллектуальных прав, авторских прав и прав на товарные знаки, включая случаи явного контрафакта.
Однако управляющий партнер агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева считает, что этого мало.
— Примером 2025 года служат игрушки лабубу разных видов — от ручек и блокнотов с узнаваемым образом до откровенных подделок, маскирующихся под оригинальные товары, стоимость которых начинается от 400 рублей, в то время как оригиналы стоят несколько тысяч. Таких лжебрендов тысячи. Блокировки не решают проблему — создание новой карточки товара не составляет труда, главной задачей становится привлечение трафика. Нужна системная регуляция и поддержка маркетплейсов, которые, впрочем, тормозят этот процесс, поскольку такие продажи приносят им крупный доход, а правообладатели продолжают терять деньги и репутацию, — рассуждает она.
Свое ближе к делуПродажа маркетплейсами собственных товаров — часто встречающаяся практика на развитых рынках, отмечает Любовь Филин. «Это не считается нарушением при условии соблюдения равных условий доступа для всех продавцов, прозрачности алгоритмов продвижения и четких меток, отличающих товары маркетплейса от других», — рассказывает эксперт.
В качестве примера она приводит глобальный маркетплейс Amazon, который годами совмещает роль посредника и продавца, реализуя продукцию под собственными брендами.
— При этом, по словам ФАС, критически важно, чтобы платформы не использовали внутренние данные сторонних продавцов для продвижения своих товаров и не искажали результаты поиска, иначе возникает риск злоупотребления доминирующим положением, — добавила эксперт.
Аналитик ФГ «Финам» Магомед Магомедов назвал идею полного запрета совмещения ролей продавца и маркетплейса радикальной. По его словам, доля прямых продаж у маркетплейсов уменьшается в пользу более прибыльной комиссионной модели, но полный запрет приведет к резкому ухудшению финансовых показателей.
Линда Рыжих напротив считает, что приоритетное продвижение собственных товаров платформами создает неравные конкурентные условия и требует законодательного урегулирования.
Удар по финтехуМагомедов оценивает негативно последствия запрета устанавливать цены в зависимости от способа оплаты. Он подчеркнул, что финтех-направления, такие как собственные карты и сервисы оплаты, играют важную роль для маркетплейсов.
Аналитик отметил, что скидки при оплате картами маркетплейса являются эффективным способом привлечения и удержания клиентов.
— Запрет на такие акции снизит привлекательность этих продуктов и лишит платформы недорогого и эффективного канала для расширения аудитории финтех-сервисов, — заключает Магомедов.
Онлайн vs. ОффлайнПомимо явного влияния маркетплейсов, устанавливающих невыгодные для продавцов условия, опасна угроза вытеснения с рынка оффлайновой торговли, отмечает заместитель директора Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ, ведущий эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, член Общественного совета при ФАС России Олег Москвитин.
— Маркетплейсы демонстрируют адаптивность, выполняя требования и предупреждения антимонопольного регулятора. В настоящее время применяется мягкий подход — обсуждение практик платформ на экспертном совете ФАС с участием их контрагентов и формулирование позиции регулятора по необходимости корректировки таких практик, — говорит он.
По мнению эксперта, такой подход позволит быстрее снизить риски для рынка по сравнению с длительными расследованиями и штрафами.
— Стоит отметить, что уже преодолены трудности прошлого, связанные с цифровой спецификой и новизной. ФАС разработала соответствующие подходы, а законодательство было дополнено, — добавил Москвитин.
Не только маркетплейсыФАС намерена создавать антимонопольные правила не только для маркетплейсов. Изменения коснутся всех площадок, где возможно ознакомиться с товаром и совершить покупку, рассказывает Екатерина Косарева.
— В первую очередь речь идет о специализированных группах в соцсетях, классифайдах и онлайн-ярмарках, которые не являются самими транзакционными платформами, — уточняет аналитик.