Израиль и ХАМАС сделали первый шаг к урегулированию конфликта


Фото: REUTERS/Ammar Awad

Израиль и ХАМАС подписали перемирие — но сможет ли мир продержаться надолго

9 октября в Шарм-эш-Шейхе Израиль и ХАМАС подписали соглашение о прекращении огня в секторе Газа, что стало первым шагом по воплощению мирного плана Дональда Трампа. Посредники с оптимизмом оценивают эту инициативу: президент Египта, присутствовавший на церемонии подписания, отметил, что договор по сектору Газа «даст народам Ближнего Востока надежду на стабильное будущее». Однако эксперты предупреждают, что радоваться результату преждевременно. По их мнению, радикалы в израильском правительстве могут попытаться нарушить процесс переговоров. Кроме того, после возвращения заложников премьер Израиля Биньямин Нетаньяху может потерять мотивацию продолжать конструктивный диалог с палестинской стороной.

Прекращение боевых действий

Президент США Дональд Трамп первым официально объявил о достижении компромисса. Он сообщил, что палестинское движение и израильские переговорщики согласовали сделку. В своём сообщении в соцсети Truth Social Трамп отметил: «Это означает, что все заложники скоро будут освобождены, а Израиль выведет войска до согласованной линии в качестве первых шагов к сильному, долговременному и вечному миру».

В полдень 9 октября стороны согласовали первую фазу плана урегулирования конфликта, основанного на формуле «48 на 2000», предложенной Трампом. Палестинская сторона обязалась освободить 48 заложников в обмен на 250 пожизненных заключённых палестинцев. Кроме того, в сделку включены около 1700 жителей сектора Газа и Западного берега Иордана, арестованных с октября 2023 года.

Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил, что в течение суток ЦАХАЛ прекратит военные действия в Газе и отведет силы за пределы жилых зон по предварительной договорённости. Через 72 часа запланирован обмен заложниками и заключёнными. Представитель политбюро ХАМАС подтвердил, что движение получило гарантии от посредников, включая США, что израильтяне не используют перемирие для перегруппировки и возобновления боевых операций.

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил: «Этот документ даст надежду на справедливое и стабильное будущее всем народам региона». Переговоры проходили в Египте, где они стартовали в начале этой недели.

Россия также приветствует прогресс в переговорах. Министр иностранных дел Сергей Лавров недавно назвал план президента США лучшим из имеющихся на данный момент и отметиil, что он реалистичен при условии его принятия палестинцами. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков добавил, что Кремль поддерживает достигнутые договорённости первой фазы сделки. Кроме того, остаётся в плену уроженец Донбасса Максим Харкин, который по имеющейся информации числится в списке живых. Заключение сделки приблизит его освобождение.

Обмен по схеме «1 к 48», предложенный Белым домом Израилю, выглядит невыгодным на первый взгляд. Однако если сравнить его с январским обменом (87 палестинцев за одного израильтянина) или сделкой 2011 года по обмену Гилада Шалита, ситуация для израильтян довольно благоприятна. Символические требования палестинской стороны, такие как освобождение влиятельных полевых командиров, например Марвана Баргути, и получение бойцов элитного подразделения «Нухба», были отвергнуты.

Требование ХАМАС о передаче тел бывших руководителей движения – братьев Мухаммеда и Яхьи Синвар – осталось без ответа, однако, вероятно, кулуарные переговоры продолжаются, и Израиль может согласиться на это взамен уменьшения числа освобождаемых заключённых. В настоящее время все стороны демонстрируют высокую заинтересованность в скорейшем заключении соглашения, хотя и в урезанном варианте, отметил сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов в интервью «Известиям».

— Каждая сторона, включая посредников, старается снизить влияние нестабильности, которая представляет собой непредсказуемый фактор дестабилизации не только ближневосточного региона, но и значительной части мировой экономики и безопасности. Все участники и спонсоры соглашения намерены представить его как судьбоносное историческое событие, даже если таковым оно не является, и использовать эффект для достижения собственных внутриполитических целей, — отметил востоковед.

Ожидания от второго этапа сделки

Обмен заложниками предусматривается как самый простой и первый этап плана урегулирования. После завершения этого этапа стороны должны обсудить послевоенное устройство сектора Газа.

Здесь возникают принципиальные разногласия. ХАМАС не намерен разоружаться и хочет сохранить влияние в политической жизни постконфликтного сектора Газа, что неприемлемо для Израиля. В еврейском государстве уверены, что даже частичное сохранение влияния ХАМАС повысит риск повторения кризиса.

Программный менеджер РСМД Иван Бочаров отмечает, что переговорная база вызывает скептицизм.

— Уже на первой фазе мирного плана возможно её срыв. К тому же не решены фундаментальные вопросы, включая вопрос о власти в секторе Газа после боевых действий. Риск срывов существует как из-за случайных, так и намеренных эскалаций, — говорит он.

Схожее мнение высказывает и иракский эксперт Сафаа аль-Асам.

— Даже если стороны придут к временным договорённостям о обмене заложниками или частичном выводе войск, отсутствие контроля над вооружением и гарантий прекращения боевых действий может привести к быстрому срыву соглашений, — рассказал эксперт «Известиям».

По его словам, США заинтересованы в успешном завершении сделки между Израилем и ХАМАС, что связано с активизацией усилий региональных игроков — Катара, Турции, Саудовской Аравии и Египта, которые в последние недели выступают посредниками.

Тем не менее перспектива долгосрочного успеха мирного плана вызывает сомнения, так как часть израильского истеблишмента продолжает настаивать на продолжении военной операции в Газе.

— Учитывая противоречивые заявления ХАМАС о готовности выполнить «20 пунктов» Трампа, и с учётом того, что Белый дом дал карт-бланш Нетаньяху, после освобождения заложников, главного требования оппозиции, премьер может утратить интерес к дальнейшим переговорам. Тогда вновь может выдвинуться позиция вести войну до полного уничтожения ХАМАС, — отметил научный сотрудник Института США и Канады им. Г.А. Арбатова Алексей Юрк.

По мнению Григория Лукьянова, риски срыва режима прекращения огня в краткосрочной и среднесрочной перспективе зависят от способности сторон контролировать радикальных и непримиримых сторонников конфликта в своих лагерях. В случае ХАМАС, где наиболее одиозные лидеры уже устранены, ситуация более понятна и прогнозируема.

В Израиле ситуация остаётся неопределённой. Зависимость Нетаньяху от коалиционных партнёров — как радикальных сторонников войны, так и оппонентов любых соглашений с ХАМАС и палестинцами — Борцалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира — остаётся значительной. Они уже не раз становились причиной срыва договорённостей, достигнутых даже с высоким уровнем посредничества и гарантий. Поселенческое движение, поддерживающее этих радикалов, усилило своё влияние на политику Израиля и стало системным фактором, который невозможно игнорировать, подытожил эксперт.


  • Теги:

Лента

Все новости