Ночной дозор: мобильные группы ПВО защищают Донецк от БПЛА


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Как донецкие солдаты ночью встречают угрозу с беспилотников и защищают город

Противник активно использует беспилотные летательные аппараты для боевых действий на территории России, при этом атаки ведутся без разбора, что приводит к жертвам среди гражданских. Донецк также сталкивается с массированными налётами БПЛА, сопровождающимися гибелью мирных жителей. В ответ на эти угрозы сформированы мобильные подразделения противовоздушной обороны. Вооружённые крупнокалиберными пулеметами и переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК), экипажи на автомобилях выходят на ночное патрулирование. Корреспондент «Известий» провёл ночь вместе с бойцами 23-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона 51-й гвардейской армии, несущими охрану воздушного пространства города.

Ночной выезд на террикон

Ударные БПЛА-камикадзе зачастую по конструкции и лётным характеристикам сравнивают с самолетами Первой мировой войны. Их основная защита строится не на передовых технологиях, а на тактике: скрытность благодаря полётам на малой высоте и массовость, обусловленная невысокой стоимостью. Эти аппараты, маскируясь в складках местности от радаров и систем ПВО, преимущественно действуют ночью.

Подготовка к ночному выезду осуществляется до темноты. В кузов пикапа загружают оружие, приборы и пулеметный станок. С наступлением сумерек мобильная группа размещается на одном из многочисленных терриконов, окружающих город. После установки пулеметной треноги и завершения монтажа ПЗРК «Игла» наступает полная темнота и начинается ожидание. Оно может быть коротким, если противник инициирует массированную атаку, или продолжительным на несколько часов. Врагу не под силу каждый вечер проводить масштабные налеты, но экипажи находятся в постоянной боевой готовности, не зная, когда им лишь предстоит пристально вглядываться в ночное небо, пытаясь услышать звук двигателя, или когда пулемётные стволы разогреются от интенсивной стрельбы.

— «Союзники» наблюдают за пролетом дронов на линии фронта, а мы ожидаем их в заранее назначенной зоне для уничтожения. Наша группа уже сбила около десяти больших бензиновых беспилотников самолетного типа, не считая FPV-дронов и «Баб-ежек», — делится Рекрут, командир мобильной группы 23-го отдельного зенитно-ракетного артиллерийского дивизиона. Он устанавливает пулемёт с тепловизионным прицелом и готовит бинокль: именно тепловой след от мотора помогает выявлять крупные ударные аппараты.

Рекрут демонстрирует пулемет ПКМ, отмечая, что стрельба по воздушным целям требует специального мастерства, поскольку это не специализированный зенитный пулемёт, а общевойсковое оружие. Мы обсуждаем сложности: увеличить количество огневых точек сложно, так как каждый станок нужно тщательно настраивать для эффективной стрельбы, а конструкция должна позволять быстро разбирать и собирать систему без потери настройки. Сделать такую настройку в полевых условиях крайне трудно, поэтому Рекрут делает ставку на один идеально подготовленный пулемёт и регулярные тренировки.

Мы также обсуждаем старые заводские станки зенитных пулеметов времён Великой Отечественной войны и современные установки с многоствольными пулемётами ГШГ, оснащённые тепловизорами, устанавливаемые на пикапы. Такие системы применяются на Черноморском флоте и периодически появляются в видеороликах в интернете.

«Игла» с тепловизором

Основным средством борьбы мобильной группы является переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла». Пулемёт используется как целеуказатель с трассирующими патронами и выполняет функцию ближней обороны, тогда как «Игла» обеспечивает уверенное поражение цели: тепловое излучение двигателя дрона позволяет ракете надёжно захватить цель. Это особенно важно, учитывая, что вражеские беспилотники несут большое количество взрывчатки и поражающих элементов, часто оснащённых самоликвидаторами или таймерами подрыва. Запуск ракеты ПЗРК уничтожает дрон, минимизируя ущерб от падения обломков в городской черте, тогда как попадание из пулемёта не всегда приводит к полному уничтожению и подрыву боекомплекта в воздухе.

— Чтобы ночью обнаружить цель, необходим тепловизионный прицел, — объясняет Артем, оператор ПЗРК, показывая своё устройство. — Мы нашли в интернете чертёж крепления прицела на пусковую трубу ракеты. Сам прицел армейский, от крупнокалиберного пулемёта «Утёс», поэтому он максимально устойчив к вибрациям и помогает эффективно бороться с дронами.

Простое крепление из пластиковой стяжки позволяет заранее оснащать каждую ракету, а память прицела, предназначенная для сменных стволов пулемётов, сохраняет настройки для каждой пусковой трубы. Это даёт возможность быстро переставить прицел на новую трубу после выстрела.

— Месяц назад мы сбили за городом крупный FP-1, который нес около 50 кг взрывчатки. Всё прошло по плану, но взрыв в воздухе был настолько мощным, что в округе ударной волной сдуло гидроизоляционную плёнку и разбило стекла. А неделю назад с этой же точки мы получили сигнал о приближении цели. Подготовились, услышали, увидели и начали стрельбу трассерами, потом наш стрелок поразил цель первой ракетой — огромный беспилотник «Лютый» с размахом крыльев 6 м. На поражение ушла одна ракета, — делится Артем воспоминаниями о перехватах.

Совет жителям

Ночь нашего дежурства прошла относительно спокойно. С террикона вдали видны разрывы тяжелых снарядов в десятках километров. После сообщения по рации о пролетевшем низколетящем беспилотнике через полчаса в небе всего в паре километров появляются трассеры очередей. Стрелки занимают боевые позиции, но вспышек и запусков вблизи больше не случается – то, что летело в их сторону, было перехвачено. Ожидание продолжается, и разговор возвращается к беспилотным налётам на Донецк. Вспоминается недавний удар по парку «Гулливер», который лишь недавно распахнул двери и где гуляли горожане, долгое время лишённые такой возможности.

— Я сам уроженец Донецка. У меня здесь родители, сестра, семья, которая гуляет по городу. Люди живут, несмотря ни на что. Мы, военные, настроены на борьбу с врагом, но для людей важно без страха отпускать детей в школу — вот почему наша работа так необходима, — эмоционально говорит Артем.

Он советует жителям после наступления сумерек меньше передвигаться и оставаться дома, ведь враг использует дроны именно в вечернее время, пытаясь всех обмануть.

— От имени всех военнослужащих прошу: меньше выходите на улицу, а главное — не снимайте нашу работу и не выкладывайте её в интернет, так как привязка к местности облегчает противнику поиск маршрутов пролетов, — призывает Артем.

Лента

Все новости