В МИД России заявили изданию «Известия», что восстановить ДРСМД в первоначальной редакции невозможно. Там подчеркнули, что Москва предпринимала попытки сохранить данное соглашение, но действия США заставили РФ отказаться от моратория. Между тем у СНВ-3, другому договору в области контроля вооружений, есть определённые перспективы. Владимир Путин предложил продлить действие этого соглашения, что Дональд Трамп уже охарактеризовал как «хорошую идею». Однако европейские партнёры США продолжают активную разработку собственных ракет большой дальности, и ЕС также необходимо включить в переговоры, отметил глава комитета СФ по международным делам Григорий Карасин. В Белом доме пока не дали четкой позиции по обсуждению СНВ-3, эксперты предполагают, что ответ Вашингтона следует ожидать к концу года, поскольку сейчас США сосредоточены на внутренних вопросах.
Возможность восстановления ДРСМДСтратегическая стабильность остаётся одной из главных тем в отношениях России и США. Но в последнее время контроль над вооружениями, включая неядерные системы, переживает кризис, вызванный прежде всего односторонними шагами США. Так, в 2019 году Америка вышла из ДРСМД, заключённого в 1987-м, а в 2020-м покинула Договор по открытому небу.
— Очевидно, что восстановление ДРСМД в том виде, в каком он был изначально, невозможно. Договор создавался в других условиях и предусматривал меры, касающиеся ныне исчезнувших наземных ракет средних и меньших дальностей, — подчеркнули в МИД России.
В российском внешнеполитическом ведомстве выделили, что именно Москва пыталась сохранить соглашение, однако США начали развёртывание наземных ракет средней и меньшей дальности. Начиная с 2026 года подобные американские комплекс появятся в Германии. В ответ Россия прекратила односторонний мораторий на размещение аналогичного вооружения и приступила к реализации военных контрмер.
Американцы обдумывают возможность снабжения Украины крылатыми ракетами Tomahawk, которые относятся к категории ракет средней дальности. Российский президент Владимир Путин предупредил, что это решение разрушит позитивную динамику в отношениях между РФ и США, при этом появление такого оружия на поле боя существенно не изменит ситуацию, отмечают официальные представители России.
Опасения вызывают не только действия США. Например, Великобритания и Германия, которые не были участниками ДРСМД, совместно разрабатывают ракеты дальностью до 2000 километров. Франция и Великобритания обновляют свои ядерные арсеналы. Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2023 году заявил, что России важно понять позиции таких стран НАТО, как Франция и Великобритания, а также принимать в расчёт их стратегический потенциал.
Григорий Карасин, руководитель комитета Совета Федерации по международным делам, рассказал «Известиям», что Россия считает нужным привлечь европейские страны к диалогу о глобальной безопасности.
— В диалог необходимо вовлекать людей с прагматичным подходом, надеюсь, такие остались в Европе. Общение — это позитивный инструмент решения всех серьёзных и сложных проблем, которые Запад, в первую очередь НАТО и Европа, сегодня создают. Потому отказываться от диалога нельзя, — подчеркнул сенатор.
Со временем потребуется создавать новую систему контроля над ракетами средней дальности, причём расширять её следует не только по числу участников, но и по видам вооружений — включая крылатые ракеты и ударные беспилотники, а также учитывая разные типы базирования. Первоначально было разумно ограничиться наземными системами, но теперь необходимо учитывать и воздушные, и морские ракеты, отметил научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.
— В будущем средства большой дальности наземного базирования станут новой угрозой для России, однако разработка похожих систем ведётся и у нас, — обратил внимание эксперт.
На пленарной сессии форума «Валдай» Владимир Путин отметил, что Россия обладает множеством современных передовых систем оружия, включая новый ракетный комплекс «Орешник», за которым могут последовать и новые образцы.
По мнению Стефановича, устойчивый баланс в этой сфере возможен, но без системы контроля над вооружениями всегда остаётся риск возникновения гонки вооружений и непреднамеренной эскалации.
Ответ США на российские предложения по СНВ-3Главное соглашение по контролю над ядерными вооружениями — СНВ-3 (Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений), заключённый Россией и США в Праге в 2010 году, приближается к завершению. Он был подписан на 10 лет с правом продления на 5, и при администрации Байдена в 2021 году стороны воспользовались этой возможностью.
Тем не менее, в феврале 2023-го Москва приостановила действие договора из-за угроз со стороны США. При этом договор официально не расторгнут, обе стороны продолжают соблюдать его ключевые положения. Осталось менее полугода до окончания срока: СНВ-3 истекает 5 февраля следующего года.
22 сентября Владимир Путин объявил на совещании с Совбезом, что Россия готова в течение года сохранять основные ограничения договора. Он подчеркнул необходимость сохранить существующий статус-кво, обеспечиваемый СНВ-3, чтобы избежать ускорения гонки стратегических вооружений. Второй участник соглашения — США — должны соблюдать аналогичное обязательство.
— Полный отказ от этого соглашения стал бы ошибкой с различных точек зрения и негативно сказался бы на целях Договора о нераспространении ядерного оружия, — констатировал президент.
В США пока не поступило конкретной реакции на инициативу РФ. Дональд Трамп 5 октября назвал предложение Путина «хорошей идеей», но ни подтверждения, ни отказа официально не озвучено.
Сейчас американская внутренняя политика напряжена из-за попыток принять временное бюджетное решение, на что сосредоточено большое количество ресурсов и внимания парламента. Возможно, поэтому Вашингтон пока не дал развернутого ответа на российские предложения.
— Думаю, реакция из США появится до конца года, поскольку администрация Трампа рано или поздно возобновит работу по российскому направлению, — высказал мнение политолог Иван Лошкарев.
Однако эксперт считает, что положительный ответ маловероятен, так как трамписты воспринимают договоры по стратегической стабильности как ограничивающие американскую внешнюю политику. Вероятно, Трамп предложит вариант «размена» СНВ-3 на договорённости в других сферах с Россией.
По словам МИД РФ, на данный момент российско-американский стратегический диалог не ведется.
В ведомстве заявили изданию «Известия», что по теме «пост-ДСНВ» возможно предметное взаимодействие только при создании условий для его полного возобновления и устранении ключевых разногласий в области безопасности. Россия намерена придерживаться этой позиции.
Тем временем желающие организовать переговорную площадку уже есть. Во время подготовки СНВ-3 Россия и США провели семь раундов встреч в Женеве, Швейцария готова вновь предоставить такую платформу для диалога по контролю над вооружениями, сообщили в МИД конфедерации.
— Швейцария давно оказывает содействие международному диалогу, включая вопросы контроля над вооружениями. Как и раньше, мы готовы предоставить площадку для переговоров, если заинтересованные стороны пожелают её использовать, — подчеркнули в дипломатическом ведомстве.
Однако, учитывая, что в 2022 году Берн поддержал Украину и присоединился к большинству санкций ЕС, вряд ли Москва рассматривает Швейцарию как подходящее место для переговоров.
В Европе положительно оценили российское предложение по СНВ-3. Евродепутат, член комитета Европарламента по безопасности и обороне Ганс Нойхофф рассказал «Известиям», что в краткосрочной перспективе оно могло бы способствовать стабилизации обстановки и снизить риск немедленного начала гонки ядерных вооружений.
— Без ограничений была бы высокая вероятность быстрого наращивания стратегических арсеналов обеими сторонами. Предложение предоставляет важную возможность подготовиться к переговорам по дальнейшему соглашению, — отметил политик.
Нойхофф отметил, что прямое участие ЕС в переговорах по СНВ сейчас нереалистично. В будущем контроль над вооружениями во многом будет зависеть от создания новых многополярных структур, расширяющих двусторонний формат, где Европа могла бы играть конструктивную роль.