PAS без власти: что происходит в Молдавии после скандальных выборов


Фото: РИА Новости/Дмитрий Осматеско

Молдавия ужесточает давление на оппозицию и усиливает контроль после выборов.

После победы на парламентских выборах молдавские власти продолжают усиливать давление на оппозицию. Одним из самых резонансных случаев стало дело против бывшего депутата Марины Таубер, которой заочно назначили наказание в виде 7,5 года тюремного заключения. Также обсуждается возможность запрета оппозиционных партий и уже рассматривается ограничение деятельности «Великой Молдовы». Все подробности — в материале «Известий».

Обстановка в Молдавии после выборов

28 сентября в Молдавии состоялись парламентские выборы, на которых победу одержала правящая партия. Тем не менее давление на оппозицию не ослабело. Во-первых, суд вынес приговор в виде пяти лет лишения свободы двум главам районных отделений партии «Шор» — Анатолию Ружанскому и Михаилу Небенуле. Обвиняемые отрицают свою вину, но на оглашение приговора не пришли и были объявлены в розыск.

Во-вторых, правоохранительные органы задержали журналистов Габриела Кэлина и Виталия Флорю, которые участвовали в выборах в качестве кандидатов по спискам Христианско-социального союза. В ведомствах заявили о фиксации сложного случая отмывания денег: проведены обыски, в результате которых изъято $36 тысяч и электронные устройства, подтверждающие связь с Россией.

В-третьих, Министерство юстиции обратилось в суд с просьбой о 12-месячном приостановлении деятельности партии «Великая Молдова», которую возглавляет бывший прокурор Виктория Фуртунэ. Ей предъявляют обвинения в получении зарубежных средств, однако эти обвинения не подтверждены в судебном порядке. Сама Фуртунэ заявила, что запрет партии — проявление страха и паники у правящего режима.

Самым резонансным событием стало дело в отношении экс-депутата парламента Марины Таубер. Её признали виновной в незаконном финансировании партии «Шор» и наказали 7,5 годами лишения свободы. Таубер покинула страну в январе, что привело к её объявлению в розыск.

Адвокат Таубер, Сергей Морару, в эксклюзивном интервью «Известиям» отметил, что суд отказал в проведении экономической экспертизы и ограничил количество свидетелей защиты. «Такие экспертизы показали бы, что все цифры, приведенные прокурором, не соответствуют действительности», — подчеркнул он. Со своей стороны, сама Таубер заявила, что за делом стоит лично Майя Санду и правящая партия PAS.

Перспективы

Вероятно, в ближайшее время в Молдавии будут обсуждаться ряд значимых законодательных инициатив, включая усиление контроля над интернет-пространством. Законопроект по этому вопросу был внесен в парламент в июне, однако до выборов его не приняли, теперь же рассмотрение может начаться. Документ предусматривает штрафы до 100 тысяч лей (около $6 тысяч) за распространение дезинформации.

За последние годы в стране существенно ужесточился контроль за традиционными СМИ — под запрет попали более десяти телеканалов. В оппозиции опасаются, что новая инициатива усилит интернет-цензуру. «Это посягательство на последний оплот свободы выражения мнений. Подлинная демократия не может базироваться на страхе и контроле», — заявила депутат Адела Райляну.

Эксперты также прогнозируют усиление давления на Молдавскую православную церковь, подчиненную РПЦ МП. Во время выборов представители правящей партии неоднократно обвиняли духовенство в пропаганде и попытках влияния на результаты голосования. Некоторым священникам препятствовали в установлении международных контактов, их задерживали и проводили обыски в аэропорту Кишинева.

Ожидается, что религиозной организации могут предписать прекратить все связи с Москвой. Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что церкви грядут преследования. «Вы можете фиксировать время. В этом нет никаких сомнений. Вера у молдаван сильна, однако очевидно, что гонения на церковь планируются», — пояснила она.

Третьим значимым вопросом станет рост тарифов на ЖКХ. С 1 июля в Румынии либерализовали энергорынок, теперь поставки в Молдавию и Украину осуществляются на равных условиях без специальных преимуществ. С отказом от российских энергоносителей, Кишинев закупает около 70% электроэнергии именно у Бухареста. Во время избирательной кампании повышение цен было приостановлено, однако в дальнейшем рост тарифов представляется неизбежным.

Продолжается милитаризация страны: в 2021 году оборонный бюджет составлял 0,4% ВВП, в 2023 году он достиг 0,55%, при этом к 2030 году ожидается увеличение до 1%. Кишинев продолжит получать финансовую поддержку от европейских структур — в апреле стало известно о выделении Евросоюзом €60 млн на оборонные нужды Молдавии.

Важной темой также останутся отношения с Гагаузией и Приднестровьем. Майя Санду в недавнем интервью подчеркнула, что подход к этим регионам должен различаться. В Гагаузии необходимо завоевать доверие местного населения, тогда как в Тирасполе главной задачей является «вывод российской армии мирным способом». Ее поддержал румынский коллега Никушор Дан, отметивший, что Приднестровье могло бы войти в состав Молдавии с условием «относительной автономии».

Депутат Верховного совета ПМР Андрей Сафонов назвал такие предложения ловушкой. «Примером Гагаузии видно, что автономный статус не соблюдается. Если Приднестровье пойдет на это, будет то же самое: отказ от самостоятельности во внешней политике, вывод российских войск — защитников народа, а дальше — вмешательство силовиков и расправа над жителями», — пояснил он.

Мнение экспертов

Политолог Александр Кориненко отмечает, что правительство страны сохранит нынешний курс.

— Продолжится давление на оппозицию. Сейчас преследуют приближенных Илана Шора, позже возьмутся за других оппонентов. Сохраняется курс на евроинтеграцию и дальнейшее отдаление от России. Продолжится давление на Гагаузию и Приднестровье. В Гагаузии на выборах правящая партия получила лишь 3% голосов — это она не забудет. Приднестровцам стоит готовиться к новым формам экономических ограничений, — объясняет он.

Доктор политических наук и главный научный сотрудник РГГУ Наталья Харитонова также уверена, что давление на оппозицию не прекратится.

— Молдавские власти уверены в своей победе на выборах и считают, что получили народный мандат на свою политику. Поэтому внутриполитическая ситуация останется напряженной. Продолжится зачистка медиа, вырастут цены на коммунальные услуги. Гагаузия будет постепенно лишаться автономии, с поэтапным урезанием полномочий. Приднестровье будут экономически прижимать и параллельно стремиться к выводу российских военных, — прогнозирует специалист.

Лента

Все новости